Статьи

«Мы не заставляем школьников молиться»

Предмет «Основы православной культуры» год от года становится все более привычным для школ Красноярского края. После непростых лет апробации дисциплины, до педагогического и родительского сообществ, наконец, удалось донести нехитрую истину: ОПК — это не навязывание религии неокрепшим детским умам, а их знакомство с культурой и историей родной страны. Побудить смотреть на православные храмы именно как на неотъемлемую часть исторической судьбы России призван новый проект паломнического центра при красноярском Иоанно-Предтеченском приходе.

Последние два-три года действительно стали знаковыми в развитии преподавания «Основ православной культуры» в школах Красноярского края. Если по итогам школьных собраний весны 2016 года изучение ОПК для своих детей выбрали только в каждой пятой семье (20,9 %), то спустя два года — уже почти в каждой третьей (28,9 %; это второй, после «Основ светской этики», подобный показатель; на третьем месте — «Основы мировых религиозных культур»).

Анализируя итоги родительских собраний по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), нетрудно заметить и ряд других примечательных тенденций. Прежде всего, стремительно растет интерес к ОПК на отдельных территориях Красноярского края. Так, скажем, в городе Назарово, Шушенском и Шарыповском районах показатели выбора ОПК за два года выросли в 3-4 раза. Кроме этого, четко обозначились ключевые «опорные пункты» преподавания православной культуры: стабильно много четвероклассников каждый год изучают этот предмет, например, в городах Ачинске и Боготоле, Большеулуйском, Емельяновском и Ужурском районах.

В Красноярском крае преподавание «Ос­нов религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры на­родов России» развивается поступательно. И наибольший потенциал в его дальнейшем со­вершенствовании и стимулировании интереса со стороны родителей и детей представляют как раз ресурсы сравнительно новых культур­ных учреждений, таких как культурно-истори­ческий центр «Успенский» или музейно-просве- тителъский центр духовной культуры края «Касьянов- ский дом». Не менее важна и разработка экскурсионных программ и маршрутов — они служат более глубокому пониманию едва ли не всех гуманитарных предметов школьной программы, — под­черкивает директор Архие­рейского образовательного центра Красноярской епар­хии Андрей Бардаков.

Экскурсии как альтернатива учебникам

Можно заметить и та­кую закономерность: растет родительское разочарова­ние в главном конкуренте ОПК — «светской этике». За красивой упа­ковкой «универсальности» этого предмета не скрывается, по существу, ничего («Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло»). В первые годы преподавания ОРКСЭ многие родители выбирали этот модуль в наи­вной надежде, что благодаря нему чадо научит­ся правильно держать вилку и говорить слова вежливости, путая этику с этикетом. С другой сто­роны, для педагогических коллективов «удобовари­мая» дисциплина казалась пресловутым путем наи­меньшего сопротивления. Но со временем эти фак­торы перестают работать: популярность «светской этики» ощутимо снизилась (с 56 % родительского выбо­ра в 2016 до 47 % — в 2018).

«Посещение монастыря — это открытие нового мира»

Одним из важнейших преимуществ «Основ право­славной культуры» в срав­нении со «светской этикой» и сравнительно содержа­тельным, но поверхност­ным модулем «Основ мировых религиозных культур» является богатство «вспомогатель­ного материала»: храмов и соборов, часовен и монастырей.

Потому изучение ОПК — это не только привычные уроки в классе с учебниками и те­традями, и даже не викторины вместе с про­смотром фильмов. Важным элементом пости­жения православной культуры служит личное посещение церквей. А устроить это знакомство с пользой и удовольствием для самих школь­ников как раз призвана инициатива палом­нического центра при красноярском Иоанно- Предтеченском приходе с незамысловатым названием «Экскурсии по храму».

Каждый храм — как открытие

— В XXI веке уже нель­зя пытаться строить общество, целиком осно­ванное на одной только религии. Всех детей не­возможно сделать веру­ющими. Но мое искреннее убеждение: если ты жи­вешь в России, принадле­жишь к русской культуре, то храмовое простран­ство не должно быть для тебя чужим. Без него бы наша страна не была та­кой, какой мы ее знаем, — отмечает руководитель паломнического центра Светлана Тюрина.

Проект рассчитан не на одних только четвероклассников, изучающих «Основы право­славной культуры», а на широкую аудиторию: вплоть до студентов первых курсов высших образовательных учреждений. Принципиаль­ная позиция организаторов — это уважение и принятие мировоззрения своих экскурсантов. Мы никого не заставляем молиться и ставить свечи перед иконами; лишь рассказываем зачем и как это делают верующие, — поясняет Светла­на Александровна.

Руководитель Паломнического центра Светлана Тюрина

Руководитель проекта убеждена, что лю­бой красноярский храм — даже самый неболь­шой или совсем недавно построенный — может стать местом для серьезного разговора о про­шлом, настоящем и будущем Родины — как большой, так и малой. Непримечательных церквей не бывает. Например, Иоанно-Предтеченская: в стенах Архиерейского дома — едва ли не вся история нашей епархии и нашего края. Об одном только святителе Луке (Войно-Ясенецком) можно го­ворить бесконечно! Успенская обитель — подоб­ных монастырских комплексов, да еще и с дей­ствующим культурно-историческим центром, во всей России можно по пальцам пересчитать. Храм Новомучеников и исповедников в Академ­городке — совсем новый, еще даже до конца недостроенный, но какой вид с него открывается почти на весь город!

Но самым желанным местом для экскурсии у красноярских педагогов является именно Успен­ский монастырь, — рассказывают сами сотруд­ники паломнического центра. И дело не только в неоспоримой величественности храма иконы Божией Матери «Всецарица», красивой и про­сторной территории обители и даже упомянутом выше культурно-историческом центре:

— Попадая сюда, школьники и педагоги ока­зываются в новом для себя мире. Что представ­ляет себе обыватель при слове «монастырь»? Закрытое от мира места, где понурые монахи соблюдают суровые обеты… А здесь они видят счастливых людей, которые пусть и выбрали иную жизнь, но приветливы и рады встрече с новыми гостями своей обители.

«В Архиерейском доме — вся история Церкви»

Экскурсоводы паломнического центра обязательно подчеркивают: Успенский мона­стырь никогда не был замкнутым и сосредото­ченным на себе пространством. Обитель была неотъемлемой частью красноярской жизни на рубеже XIX и XX веков, а, возродившись в начале столетия нынешнего, вновь стремится вернуть себе этот статус.

— Наш проект реализуется всего только три месяца, но мы уже чувствуем отдачу со стороны красноярских учителей. Одному педа­гогу понравились наши экскурсии, и он расска­жет об этом другим коллегам, а те уже сами об­ращаются к нам, — делится Светлана Тюрина. Еще более приятна и отдача со стороны детей.

Интерес к окружающему виден у многих. Но если по одним видно, что они из верующих семей и в храмы ходят давно, то другие откры­вают для себя их буквально у нас на глазах, всем живо интересуются, засыпают вопросами.

Вера была и остается личным делом каж­дого человека. Свобода совести и вероиспове­дания — один из ключевых принципов совре­менной жизни. Однако разве менее важным в XXI веке стало любить свою Родину, знать свою историю и понимать то, что вдохновляло на успехи на самых разных поприщах выдаю­щихся деятелей из ее прошлого? Именно ши­рокая патриотическая и просветительская на­правленность подобных инициатив делает их востребованными в наше неспокойное время, когда так необходимо хранить свой культур­ный код и национальную идентичность.

МАКСИМ РЫЧКОВ