19 августа, в двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
Братья и сестры!
Мы все пользуемся тем, что создал Господь. И, более того, Он и нас создал, и вдохнул жизнь в нас, и дал все необходимое для нашего существования. Но многие ли из нас воспринимают это как дар и любовь Божию? И многие ли готовы сказать: «Господи, спасибо тебе за то, что я есть»? И, хотя бы, возблагодарить Бога за солнечный свет и за лунное сияние. Миллионы людей этого не делают. И не делали, хотя тысячелетиями считали, что служили Богу. И, может быть, хотя, они были лучше нас, но находились в языческом неведении.
Мы окончили Божественную литургию освящением плодов, и главные плоды — виноградная лоза и пшеничный колос. Наша Святая вера, в отличие от многотысячелетней истории религии в жизни человечества, от времен Господа Иисуса Христа совершает Богу признательность любви путем жертвоприношения хлеба и вина. Хлеб — уникальный дар Божий человеку для поддержания физической жизни. И вино — не напиток пьянства, не алкогольное одурманивание, а особая пища, данная Богом человеку для его здоровья и врачевания. Вино Господь сравнил со своей кровью.
До Господа мир людей веровал и сильно веровал, и крепко, но эта вера была несовершенной, она была языческой и служила порабощению души человека. И когда человечество не смогло сопротивляться ей, Господь явился к нам. Явился во плоти человеческой — Сыном Божьим и Сыном Человеческим Иисусом Христом. В этот день Его человеческая Плоть преобразилась перед учениками. Этому явлению было пять свидетелей, ведь Пророк Моисей и Пророк Илия были на Фаворской горе. Господь изменился. Одежды Его засверкали, лицо Его сияло, как Солнце. А Солнце — это энергия. И с ним беседовали Моисей, великий Пророк Господень, и Илия. О чем же они говорили? Об одном: о человеческой надежде на жизнь вечную, о близости Бога к человеку, о спасении. О том, что это спасение начнется в Иерусалиме, с Голгофы, с огненного светоносного Воскресения Христова, которое открывает дорогу и к Богу, и к вечной жизни, и к счастью, и к спасению. Это последняя кровавая и страшная жертва на кресте, истинная. И стала она хлебной жертвой и винной. И совершается Тайна Божия при Святом Причастии, общая наша молитва дарует особую силу хлебу и вину, и мы говорим: «Это Тело Господне, это Кровь Господня». Но здесь глубокий смысл: Тело Господне – это мы с вами, верующие люди. А тело без крови не может жить, это дух наш, приближенный к Господу через Иисуса Христа.
Чтобы жизнь в наших телах пребывала, Господь дал нам то, что кажется самым простым – хлеб наш насущный, плоды земли. Без чего человек просто погибнет. Поэтому мы так свято и трепетно освящали плоды. Поскольку в России нет винограда повсеместно, мы освящаем его, но подразумеваем освящение и когда яблоки приносим – это самый российский особый плод, напоминающий нам и о грехе, который Господь искупает и очищает, и о вечной жизни, и о воскресении мертвых, и об уничтожении Ада — победы Господней в последние дни Божиего суда.
Но праздник Преображения призывает к тому, чтобы мы приняли Господа Спасителя, как приняли Его апостолы: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Матф, 17; 1-4). Ученики были так восхищены внутренней силой, благородством, красотой и святостью явления, что осознали свою греховность. Значит, вера, которую дал нам Господь, освящает и просвещает. И каждый верующий человек несет в себе этот великий заряд Благодати Божией, которая изменяет нашу жизнь. Как христиане мы не можем быть преступниками или постоянно совершать грехи без покаяния, творить зло. Как христиане мы обязаны подражать Господу Иисусу Христу. И это возможно верующему, но очень сложно человеку, не признающему Христа. Так и остается он в особом состоянии, которое его изнутри и снаружи разрушает.
Если мир людей мечтает существовать, он должен принять Христово Преображение через веру и усилия над собой. В XXI веке наш мир погружается во тьму и в разрушение грехом человеческой природы и натуры. Благое и доброе низводится ни во что, а злое и развращающее возвышается. Это знак человеческого злого умысла по самоуничтожению. Чтобы этот мир не потерял солнечный свет и лунный блеск, мы обязаны, как верующие, преображать его своей христианской человеческой жизнью, своими отношениями, словами и мыслями, поступками и делами. Отношение к детям и молодежи, к престарелым, к миру животных и растительному миру, к самой земле благословенной должно быть человеколюбивым и благословенным. Этого хотел Господь, и всегда это осуществлял до прихода в мир в образе Сына Своего, и осуществляет с верующими во Христа.
И в день Преображения мы ощущаем единство с землей, которую Господь бережет. Он не лишил земли сил давать урожаи, всевозможные приятные для человеческой жизни плоды, растения и воспроизводить жизнь животных. В этом заложено райское вечное бытие верующего человека, живущего с Христом в вечности. Ибо мы не знаем никакой смерти, она для нас не существует. Для нас есть бытие Ада, где нет Господа, и бытие Рая, где разум Господний и воля Его, точно так же преображает нас Божественным Светом. И на земле, и в вечности.
Аминь!