Историческая справка
Красноярская епархия входит в состав Красноярской митрополии, образованной решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) в пределах Красноярского края.
25 мая 1861 г. Енисейская и Красноярская епархия была выделена из состава Томской и Енисейской епархии. Последний временно управлявший епархией епископ Ачинский Сергий (Куминский) был арестован в ноябре 1937 г. После непродолжительного периода архиерейского управления (декабрь 1942 г. — январь 1944 г., когда Красноярскую кафедру замещал святитель Лука (Войно-Ясенецкий)), приходы епархии фактически вошли в состав Новосибирско-Барнаульской епархии, затем епархия недолгое время возглавлялась викарными архиереями, после 1949 г. была включена как Красноярское благочиние.
Самостоятельная епархия была создана 20 июля 1990 г. (выделена из Новосибирской и Барнаульской епархии). Первоначально в возрожденную Красноярскую епархию входили образовавшие позже отдельные епархии приходы Кемеровской и Хакасской автономной областей.
Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 44) из состава Красноярской епархии выделена Енисейская епархия. Правящему архиерею Красноярской епархии Синод постановил иметь титул Красноярский и Ачинский.
В настоящее время епархия включает приходы и монастыри, расположенные на территории Красноярского края (за исключением Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов, образовавших Енисейскую епархию).
Священный Синод на заседании 5-6 октября 2011 г. (журнал № 108) признал целесообразным образовать в юго-восточной части Красноярского края Канскую епархию путем выделения из состава Красноярской епархии. Синод поручил Преосвященному Красноярскому и Ачинскому внести предложения по территориальному разграничению Красноярской и Канской епархий, имея в виду необходимость соблюдения равновесия между числом приходов в каждой епархии и их доступностью для полноценного пастырского окормления епархиальным архиереем и постановил вернуться к вопросу об образовании Канской епархии, определении ее границ и титуловании ее епархиального архиерея после получения упомянутых предложений.
ПРАВОСЛАВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ
Православные храмы и монастыри на канонической территории Красноярской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — св. мч. Василий Мангазейский. В 1618 г. заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Св.-Спасский мужской и Св.-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, прав. Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском северных территорий Енисейской губернии играл Св.-Троицкий мужской монастырь (б. с. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к свв. мощам мч. Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ в. временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным).
Первый красноярский правящий архиерей — преосв. Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития Епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе – о св. мч. Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории Епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 г. в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.
События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих.
В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 г. и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Аpхиеpейского Собоpа 2000 г. было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919).
После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой Объектом «национализации» стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 г. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались.
После 1922 г. епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (на непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 г. во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская епархии и их немногочисленные приходы.
Как и по всей стране, антирелигиозная кампания в регионе усилилась в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. До 1938 гг. руководство церковной жизнью осуществляли временно управлявшие епархией архиереи. Последний временно управлявший епархией владыка Сергий (Куминский), епископ Ачинский, был арестован в ноябре 1937 г. Большинство представителей красноярского духовенства были арестованы, другие вынужденно пребывали «за штатом» и «на покое». Архиерейским Собором 2000 г. были канонизированы принявшие мученическую кончину в период репрессий 30-х гг. ХХ в. епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов, 1885-1937) и протоиерей Николай Казанский(1874-1942).
Изменение государственной политики по отношению к Церкви, произошедшее в воды войны, позволило начать восстановление церковной жизни на территории епархии. Первым из красноярских храмов вновь открылся храм-часовня свт. Николая Мирликийского на Николаевском кладбище в Красноярске; в нем проходили богослужения, возглавляемые святителем Лукой (Войно-Ясенецким), назначенным на красноярскую кафедру в 1942 году и занимавшим ее до начала 1944 г. Уже после отбытия архиепископа Луки к месту нового служения в Тамбов был вновь открыт старинный Свято-Покровский кафедральный собор. Постепенно стали открываться приходы в других городах и районах края.
После непродолжительного периода временного архиерейского управления приходы епархии вошли в состав соседних епархий; по большей частью они были объединены в Красноярское благочиние в составе Новосибирской епархии. Большая часть открытых и построенных на красноярской земле в послевоенные годы храмов была вновь закрыта во времена новых атеистических гонений. Церковная жизнь в действующих приходах епархии продолжалась при окормлении немногочисленных пастырей, их и их паствы молитвами и трудами. Среди восстанавливаемых ныне имен этих подвижников многим особенно памятно имя архимандрита Нифонта (Глазова) (1919-2004 гг.), бывшего в 60-70 гг. прошлого века благочинным красноярского округа, духовно взрастившего несколько поколений красноярцев, в числе которых есть и немало священнослужителей.
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЕПАРХИИ
В результате многолетней борьбы государства с Церковью, к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов. Современный этап в истории епархии и ее возрождение после семидесятилетнего периода атеистического безвременья начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии (20.07.90 г.).
В момент открытия Красноярской епархии, в неё входила Кемеровская область, насчитывавшая 19 приходов, и Хакасская АО (ныне Республика Хакасия), в которой приходов было всего 4. В первом годовом отчёте после открытия Красноярской епархии вместо 32 храмов уже фигурирует цифра 68 (при обслуживаемых 45 и 23-х вакантных). К концу 1992 года на территории Кемеровской области было открыто более 50 приходов и женский монастырь в Кольчугино, что позволило ее выделить в самостоятельную епархию решением Священного Синода 11 июня 1993 г. С увеличением приходов в Хакасии и она стала самостоятельной епархией 18 июля 1995 года.
Спустя двадцать лет после воссоздания красноярской кафедры в Красноярском крае построено и восстановлено более 250 храмов, молитвенных домов и часовен, в том числе при больницах и пенитенциарных учреждениях, открыто 3 мужских и 3 женских монастыря, созданы церковные учреждения, православные общественные организации, братства и сестричества, богословско-пастырские курсы, воскресные школы при храмах, центры православной культуры и библиотеки, несколько православных гимназий и прогимназий, церковные и молодежные духовные хоры, работают епархиальные паломническая служба, пресс-служба, издательский центр. Возведенный в конце ХХ в. Свято-Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска – один из самых больших храмов Зауралья, а храм святителя Николая Чудотворца в поселке Диксон (73°30′30″ с. ш.) и Богоявленский храм с. Хатанга (71°59′ с. ш.) являются одними из самых северных в мире.
30 мая 2011 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 44) из Красноярской епархии была выделена самостоятельная Енисейская епархия.
6 октября 2011 года в пределах Красноярского края была образована Красноярская митрополия (журнал № 132), включающая в себя Красноярскую, Енисейскую и Канскую (журнал № 108) епархии. Главой митрополии определено быть красноярскому архиерею. Позднее (30 мая 2014 г.) из Енисейской епархии была выделена Норильская епархия (журнал № 37).
Кафедральный город – Красноярск. Кафедральный собор – Покровский (Красноярск).
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
- Енисейская и Красноярская (1861 — 1934)
- Красноярская и Енисейская (1942 — 1948)
- Красноярская и Енисейская (c 20 июля 1990 года по 30 мая 2011 года)
- Красноярская и Ачинская (с 30 мая 2011 года)
АРХИПАСТЫРИ
- Никодим (Казанцев) (18 сентября 1861 — 6 апреля 1870)
- Павел (Попов) (10 июня 1870 — марта 1873)
- Антоний (Николаевский) (31 марта 1873 — 14 мая 1881)
- Исаакий (Положенский) (30 мая 1881 — 8 марта 1886)
- Тихон (Троицкий-Донебин) (8 марта 1886 — 28 марта 1892)
- Александр (Богданов) (28 марта 1892 — 30 апреля 1894) [2]
- Акакий (Закланский) (30 апреля 1894 — 28 октября 1898)
- Евфимий (Счастнев) (28 октября 1898 — 1912)
- Никон (Бессонов) (26 января 1913 — 1917)
- Назарий (Андреев) (9 февраля 1918 — 1922)
- Амфилохий (Скворцов) (8 марта 1925 — июль 1926, арестован)
- Никон (Дегтяренко) (5 октября 1927 — 3 февраля 1928)
- Мелхиседек (Паевский) (1928 — 17 мая 1931)
- Павел (Павловский) (11 августа 1931 — 11 июня 1933)
- Антоний (Миловидов) (16 июня 1933 — 3 мая 1934)
- Cвт. Лука (Войно-Ясенецкий) (1942 — 1944)
- Варфоломей (Городцов) (1944 — 1947) в/у
- Софроний (Иванцов) (1947)
- Иоанникий (Сперанский) (1947 — 1948)
- Антоний (Черемисов) (20 июля 1990 года — 5 октября 2011 года)
- Пантелеимон (Кутовой) (с 5 октября 2011 года)