Статьи

Православная неделя с 3 по 9 октября: Обретение мощей святого Димитрия, митрополита Ростовского, преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца и преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 3 октября — 9 октября в 2022 году — семнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

3 октября (20 сентября по ст. ст.). День памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245)


Современный историк Дмитрий Володихин так характеризует князя Михаила Черниговского: «Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключённых и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке».

Действительно, князь Михаил кажется лишь одним из многих правителей периода феодальной раздробленности на Руси. Он враждовал с другими князьями, ненадолго даже занимал вожделенный многими киевский престол, пытался противостоять монгольским захватчикам, неудачно силился уговорить европейских правителей выступить вместе против кочевников.
В 1240-х отчаявшийся прогнать захватчиков, уже немолодой князь Михаил вернулся править в родные земли, оказавшиеся под монгольским игом. Для этого нужно было получить ярлык на княжение от захватчиков. Михаилу и сопровождавшему его боярину Феодору приказали перед тем, как идти к хану, пройти через костер, чтобы «очиститься» от злых намерений и поклониться языческим монгольским идолам.

Князь Михаил и боярин Феодор отказались это сделать, заявив жрецам, что поклоняются только Богу, Творцу мира. Несмотря ни на какие уговоры и угрозы два христианина не стали поклоняться идолам. После долгих мучений оба были казнены. Их прославление в лике святых состоялось в конце XVI века.

4 октября (21 сентября по ст. ст.). Обретение мощей святого Димитрия, митрополита Ростовского (1751)


Святой Димитрий Ростовский (1651–1709) прожил долгую жизнь, которую полностью посвятил церкви. Родившись на Украине, в семье в казачьего сотника, он прославился не только как один из самых набожных людей своего времени, но и как оратор и писатель, оставивший после себя богатое литературное наследие.

Его самая крупная работа, «Четьи-Минеи» («Книга житий святых») — это плод титанического 20-летнего труда. Эта книга имела огромное влияние на культуру дореволюционной России. Достоевский писал о ней: «…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное». Не обошла слава святителя и императоров. В семье последнего российского императора Николая II «Жития святых», написанные Димитрием, были ежедневным семейным чтением. К его мощам совершила пешее паломничество Екатерина II Великая, а другая императрица, Елизавета, назвала в его честь город — Ростов-на-Дону.

6 октября (23 сентября по ст. ст.). Прославление святого Иннокентия, митрополита Московского (1977)


Митрополит Иннокентий (в миру — Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), выходец из бедной семьи жившего близ Иркутска церковнослужителя, вошёл в историю как просветитель восточных окраин Российской империи.

Владыка Иннокентий — это первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Наряду с последним считается основателем города Благовещенска.

Святитель прославился тем, что сумел обратить в христианство множество местных жителей, и в то же время всегда уделял большое внимание сохранению их традиционной культуры. Прививая новую веру, создавая на Аляске школы по европейскому образцу, святитель Иннокентий стремился сохранить и традиционные корни индейской культуры, наполнив их новым христианским смыслом. Заботясь о своей пастве, владыка активно способствовал тому, чтобы коренных жителей прививали от оспы. И это, несомненно, ему удалось: память о нём жива и сегодня не только на русском Дальнем Востоке, но и на Аляске.

Последние 11 лет своей жизни святитель провёл в Москве, став, по решению Синода, митрополитом Московским. 6 октября 1977 года он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

8 октября (25 сентября по ст. ст.). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)


Преподобный Сергий без преувеличения является национальным русским святым. Его имя хорошо известно даже далёким от Церкви людям. Каждый неравнодушный к истории Отечества житель России с уверенностью скажет: Сергий Радонежский — не просто святой. Именно он стал тем человеком, который заложил духовные основы для будущего сплочения русских людей, объединения русских земель и создания русской национальной культуры.

Святого почитают не только в других Поместных Православных Церквях, но и даже в западнохристианском мире: с 1969 года имя игумена Радонежского включено в богослужебный календарь у католиков.
Широко известны основные события из жития святого Сергия: как в отроческие годы ему через упорный труд и истовую молитву давалась грамота, как в совсем юном возрасте преподобный принял монашеский постриг и создал на пустом месте Троиице-Сергиеву лавру, как уже спустя годы игумен мирил между собой враждовавших русских князей, благословляя их на сопротивление татаро-монгольскому игу.

Троице-Сергиева лавра — только одна из многих обителей, заложенных святым при жизни. Сосчитать все монастыри, основанные преподобным Сергием и его духовными чадами, едва ли возможно. С полной уверенностью этого Божиего угодника можно считать основоположником русского старчества и возобновителем монашеского общежития.
Согласно преданию, Сергий Радонежский знал о своей земной кончине ещё за многие месяцы до неё. Будучи в преклонных летах, он делился с братией наставлениями: «Завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
В Красноярске имя преподобного Сергия Радонежского носят православная гимназия и храм в коттеджном поселке «Горный».

9 октября (26 октября по ст. ст.). Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II)


Апостол Иоанн — особый среди учеников Спасителя. Он единственный среди своих собратьев, кто не принял мученическую смерть, но дожил до преклонных лет. Только Иоанн стоял вместе с Пресвятой Богородицей во время крестных мук Спасителя. Отличается от остальных трёх («синоптических») и написанное этим апостолом Евангелие.

Евангелие Иоанна Богослова является вершиной благовествования о Христе, представляя Спасителя как предвечную сущность, искупителя грехов и Господа людей. Основной его идеей (как и других посланий святого) служит мысль о всеобщей любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7–8). Поэтому Иоанна Богослова называют Апостолом Любви.
В иконописи апостола Иоанна изображают и как юношу, и как старца: когда-то он был самым юным среди собратьев, но затем прожил гораздо более долгую жизнь, чем каждый из них. Распространены иконы, где рядом с этим учеником Господа изображен орёл, символизирующий высоту богословской мысли святого.

9 октября (26 октября по ст. ст.). Прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1989)


Решение Архиерейского собора 1989 года канонизировать первого за два столетия Предстоятеля Русской Церкви вызвало ошеломляющий эффект. Недоумевали многие священники, не то что даже миряне: для выросших в Советском Союзе людей Патриарх Тихон был однозначным «реакционером» и «антисоветчиком». Навязчивый агитроп намеренно ставил его имя в один ряд с вождями Белого движения: такой же «контрреволюционер», такой же «враг трудящегося народа».
В начале 1920-х годов советская пресса лицемерно называла владыку Тихона «людоедом» — за отказ отдавать властям предметы богослужебной утвари (якобы в помощь голодающим).

И это при том, что Церковь, по благословению своего Предстоятеля, к тому времени уже собрала немалые средства для сельских жителей — жертв неурожая и неприкрытого грабежа самими большевиками.
Избрание епископа Тихона Патриархом на Поместном соборе 1917–1918 определил слепой жребий. Слепой, но при этом удивительный в своей прозорливости. Сейчас, спустя многие годы, даже невозможно представить: а смог бы другой архипастырь так бережно сохранить лицо и дух Церкви в те «окаянные дни»?

Святитель был удивительно последовательным, ставя фундаментальные христианские принципы выше личных убеждений. Он даже на допросах в ГПУ не скрывал симпатий к Белому движению, однако во время Гражданской войны отказывался давать благословение москвичам, собиравшимся уезжать из столицы, чтобы драться с большевиками: ведь братоубийственное насилие недопустимо под любыми лозунгами.

Подлинное благочестие и высота духа у святителя Тихона соседствовали с непринуждённой простотой. Об этом свидетельствовали все, от иерархов Церкви до чекистов, охранявших Патриарха во время домашнего ареста в 1920-х.