Новости

«По плодам их узнаете их», или – можно ли собрать виноград с терновника?..


Накануне вот уже почти две тысячи лет как отмечаемого христианским миром – в память о чудесном Преображении Спасителя на горе Фавор – двунадесятого праздника Преображения Господня (называемого в народе также «Яблочным Спасом»), житель Курагинского р-на г-н Сергей Тороп (более известный миру под псевдонимом «Виссарион») вместе со своими соратниками будет устраивать «празднество Добрых Плодов». Не на Фаворе, не близ Назарета. На другой горе – близ районного центра Курагино, на горе с символическим, как нам представляется, названием: «Сухая».

И если Христос на библейской горе Фавор преобразился на глазах учеников единожды («… и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей, и Илия, с Ним беседующие» – Мф. 17: 1-3), то разработанная новоявленным «Учителем» из Курагино презентация «плодов», так сказать, взращенных им и его последователями в глухой сибирской тайге, рассчитана на несколько августовских дней года – по изобретенному самочинным «Учителем» «летоисчислению» – «47-го Э.Р.»…

Во всех пропагандируемых виссарионовцами и «группами сочувствующих» (в том числе – и из журналистской братии) «последних заветах» указывается также и «особая историческая и духовная» значимость этих дней – антихристова, по существу, или Виссарионовского, но, безусловно – не Христова – «преображения». Для людей, не просвещенных еще «светом», «проистекающим» с Сухой горы, напомним, с чем и с кем эта «историческая дата» связана.

Популярный международный энциклопедический многоязычный интернет-проект «Википедия». Читаем: «Сергей Анатольевич Тороп, … работал сотрудником милиции последние годы перед «пробуждением». По словам сторонников учения, в 1990 году у него происходит духовное пробуждение, осознание своей сути и предначертанного пути. 18 августа 1991 г. под псевдонимом Виссарион он проводит свою первую открытую проповедь». (Добавим еще одну, весьма осторожную, правда, цитату с этого же сайта, чтобы глубже можно было прочувствовать всю значимость приближающегося «почти юбилея»: «Некоторые люди считают Виссариона шарлатаном, а его последователей — деструктивной тоталитарной сектой. Сами же сектанты убеждены, что Виссарион — это вторая реинкарнация Христа»). Отметим, что во всей Библии о так называемых «реинкарнациях» не сказано ничего, так как это сугубо-языческое представление, связанное с незнанием истины о Боге.

И еще одна цитата – приводимый известным российским исследователем А. Дворкиным фрагмент из «объявленного миру» в 1996 г. “Зова иных миров” за № 1: «Видимо не случайно первая проповедь Виссариона состоялась 18 августа 1991 года. Этот день ознаменовал начало падения и восхождения человечества… Виссарион сообщил о начале зарождения новой (по подсчету «виссарионоведов» – «шестой» (?) – Курсив здесь и далее наш) расы на Земле и о том, что наступает время великих потрясений и катаклизмов. Катастрофы сметут большую часть человечества. Люди должны в момент опасности сконцентрировать в нужном месте все тепло своих душ. Отныне вы должны стать неспособным нести холод никогда, ни при каких условиях… Мир вам и счастье».

Добавим к сему и слова самого А. Дворкина из цитируемой нами сравнительно давней, но, увы, не устаревшей его публикации («Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования». – М.: 2002 г.): «В целом учение Торопа можно охарактеризовать как компот из доморощенного экологизма, неоязычества и преломленных через рерихианство восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений, пересыпанных полуграмотными псевдославянизмами. Он все время говорит об экологии, используя при этом элементы восточных учений — реинкарнация, карма и проч., что являет собой типичную неудобоваримую ньюэйджевскую смесь из пива и какао с керосином».

…Вероятно, не стоило бы тратить время авторов и читателей данного материала на ознакомление с «историческими» подробностями жизни и деятельности сего «представителя Шестой Расы» (как замечает в связи с Виссарионом тот же А. Дворкин, — к выдающим себя за Бога самозванцам архимандрит Феодор /Бухарев/ в своем труде «Учение апостола Павла об антихристе» весьма уместно прилагал титул “безумный невежда”). Не стоило бы, если бы – не несколько обстоятельств.

Дело даже не в том, что при явном наличии «невежества» (кого оно в нашем, не слишком-то образованном мире ныне смутит?) «безумием» в истории с курагинским «мессией» и не пахнет – здесь налицо и недюжинный (с точки зрения земной цивилизации, конечно) интеллект, и безукоризненный расчет, и верно уловленная «потребность» духовного (точнее – о-бездуховленного) «рынка».

Любого гражданина возрождающейся ныне России, тем более – не чурающегося своей родной страны и ее истории, не могут не волновать судьба и духовное будущее его сограждан, попавших в виссарионовский «город солнца» (точнее – на его таежные окраины). То есть – будущее участвующих в предстоящем «празднике» явно зомбированных статистов, «последователей», прозябающих близ упомянутой Сухой горы, на коей проживает под спецохраной их главный «гуру». Ведь – в конце концов – общество должна волновать хотя бы судьба их детей, на чье настоящее (и будущее!!) государство, зарегистрировавшее данную «религиозную организацию» («Свидетельство № 575 о государственной регистрации централизованной религиозной организации «Церковь Последнего Завета» выдано Минюстом РФ 21.12.2000 г.»), не имеет права просто так взять, да и махнуть рукой.

«Церковь последнего завета» (последователи Виссариона) была классифицирована, как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:
«Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 г., а также в официальных «Обращении к россиянам…» и «Обращении к средствам массовой информации…» участников этой конференции;
Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г.;
Инициативном письме — депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997г.);
Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.;
выступлениях в Государственной Думе Российской Федерации депутата В.Савицкого;
книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.)».
(Информация с сайта: «Открытое сознание», http://www.sektam.net/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=2082&eid=1)

Но государство рукой на Виссариона вовсе даже и не машет. Ровно год назад, в августе 2006 г. на подобное празднество «общинники» затеяли еще и «первую международную» (!!) «научно-практическую конференцию «Новое Сознание – Новый Человек – Новое Общество». Выпускаемая виссарионовцами газета «Земля Обетованная» (Sic!) опубликовала материалы, среди которых «гвоздевым» стало интервью с чиновником краевой администрации, который, судя по материалам газеты, лично принимал участие в «конференции».

Вот что – по утверждению газеты «Земля обетованная» (публикация дезавуирована не была), – в частности, сказал в интервью «пресс-службе» Виссариона человек, представляющий «отдел по делам национальностей и религий администрации Красноярского края».

Интервью цитируем по упомянутой газете, 2006 г., №41 (551), с.4-6, републикованной в Интернете: http://www.vissarion.ru/download/zo_41_2006.pdf:

«…один из первых вопросов, который прекрасно воспринимают и устроители Церкви – пришло время заняться концепцией дальнейшего развития. Цель есть, она ясна. Но по каким направлениям к ней идти, какие задачи решать? Какие направления являются приоритетными? Какие формы и методы надо использовать, опираясь на региональные особенности, особенности местных жителей, в том числе и общинников? И в этом плане большую помощь может оказать, конечно же, наука. Она обладает современными методами подсчёта, расчёта, аналитики, и, конечно же, не использовать это было бы просто непонятно. Тем более сложился довольно интересный опыт существования общины в этих условиях, наличие здесь огромных потенциальных возможностей культурного и интеллектуального плана. И вот как это можно совместить, и должна показать данная конференция, она поможет хотя бы наметить основные этапы…»

(Приведем небольшую цитату из числа многих и многих опубликованных свидетельств очевидцев и исследователей «огромных потенциальных возможностей культурного и интеллектуального плана» секты Торопа: «Основатель секты С. Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей, что, впрочем, с его точки зрения, вполне приемлемый способ ухода из жизни. По мнению специалистов, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения членов секты к прежним местам жительства, могут произойти массовые самоубийства последователей культа. Предпосылки к такой развязке создают и некоторые «заповеди» Виссариона («не осуждай уходящего»), оправдывающие самоубийство». (Информационно-аналитический портал по проблемам деятельности тоталитарных сект и культов в России: http://sektainform.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=39)

Но вернемся, однако, к интервью, данном на «земле обетованной»: «Думается, что если здесь возникнет настоящее экопоселение, которое привлечёт людей не только своим географическим положением, а этой своеобразной аурой, возможностью на практике познакомиться с народными ремёслами, с творчеством, когда хлынет поток туристов или паломников в эту зону, освобождённую от алкоголя, курения, от потребления белковой пищи, я думаю, в этих условиях потребность именно в людях творческих значительно увеличится. Для них возникнут новые рабочие места, и они смогут себя реализовать в культурной программе, которая всегда является составной частью этого туризма. И в работе с детьми, как только удастся показать людям, что есть такие интересные формы общения, красивейшие места, чистейший воздух, творческий потенциал будет использоваться более рационально«.

(И снова позволим небольшое отступление — чтобы донести некоторые документальные подробности жизни «зоны, освобождённой от потребления белковой пищи», приводимые на сайте http://subscribe.ru/: «Хвори можно лечить только молитвой, а в пищу использовать овощи, орехи и травы. Вместо разных напитков — пить только воду. Хотя, как считают медики, — подобная агрессивная диета применялась в концлагерях. И такие пищевые ограничения могут привести к подавлению доминанты сознания. В результате чего человек становится пассивным и более управляемым.
Отмечаются здесь и случаи самоубийств».)

Возвращаемся к интервью: «Ну а в настоящее время стоит начинать с самого простого – с изучения проблемы. Причём эта проблема должна быть поставлена на научную основу. И здесь как раз учёные могут и готовы помочь. Ну, а в дальнейшем, я думаю, будут разрабатываться специальные программы, отдельные проекты. Формы финансирования здесь различные. В рамках решения демографической проблемы Черемшанская сельская администрация наравне с другими администрациями также сможет получать помощь из бюджетов разных уровней. Здесь надо работать, искать пути для работы, делать эту зону привлекательной для инвестиций, для того, чтобы люди сюда приезжали хотя бы даже посмотреть ».

(Вот что говорят о классификации и — о реальной деятельности современных сект (и ее целях) практики — священнослужители из соседнего с нами региона, из Кемерова: «Все секты условно делятся на три группы: рациональные — основа которых — Библия, но в толковании ее исключены некоторые (к ним относятся баптисты); мистические — возникли на основе духовного озарения того или иного человека (пятидесятники и харизматики). Третью группу можно назвать новинкой ХХ века. Это тоталитарные секты. Они совмещают в себе рациональность и мистичность, но в основе их лежит тотальное подчинение воли человека лидеру. Тоталитарные секты изменяют сознание человека при помощи методов психической обработки, иногда при помощи психотропных препаратов и наркотиков. Это самая многочисленная группа, в которую входят: “Аум-Синрике”, “Свидетели Иеговы”, “Церковь последнего завета” (Виссариона), “Белое Братство”, “Церковь объединения” (Муна), сатанисты, сайентологи (последователи Л. Р. Хаббарда). В Кемерове кроме баптистов и адвентистов активную деятельность ведут “Свидетели Иеговы”, вяло проявляют себя “Белое Братство” и “Церковь последнего завета” (Виссариона); а в последнее время о себе стали заявлять сатанисты».

Опасность, конечно, представляют тоталитарные секты. В результате мощной психической обработки человек уничтожается как личность, он изымается из социальной среды общества, ему внушается, что все идеалы, которым он следовал, ложные, его родные, друзья, если они критически относятся к секте, — враги. Человек начинает мыслить и действовать согласно вложенной в него программе. Особо опасны сатанистские секты, задача которых — последовательное нарушение всех библейских заповедей. В выборе средств для достижения целей у них полный беспредел: осквернение могил, открытое надругательство над традиционными вероисповеданиями, суицид. У них практикуется жуткий ритуал — принесение в жертву младенца». Конец цитаты. Цитируется по: http://www.mega.kemerovo.su/WEB/HTML/5545.HTM)

Финал интервью: «– Я хотел сказать одну вещь. Мы бываем на разных праздниках в силу своей деятельности. Естественно, импонирует не только жизнерадостная атмосфера, но и отсутствие таких социальных негативных признаков, как алкоголь, – здесь не увидишь пьяного, а если увидишь, то это значит не общинник. Нет курящих, нет людей, которые матерятся. Безусловно, это создаёт хорошую общую атмосферу. Это весьма радует. А вот пожелания? Они, конечно, есть, есть возможности для дальнейшего развития и роста. Например, в подворьях некоторые вещи однообразны. Может быть, есть смысл разнообразить. Хотя здесь вопрос спорный.

Очень понравилось, что рядом есть прекрасная детская площадка, тут же рядом юношеский лагерь. И видя, сколько разнообразных усилий уделяется детям, понимаешь, что у них есть будущее. С таким упоением дети там занимаются. Это ярчайший мазок, который запечатлелся в моей памяти… »

(Здесь прервем цитату, чтобы продолжить информацию, размещенную на сайте http://subscribe.ru/: «Одна медик прожила под видом верующей в этой секте. Вот что ей запомнилось: «Девочка лежала в страшных язвах, гниющее мясо. Мальчик лет четырех — с трясущимися ручонками, температура за сорок. Мать, московская художница, спокойно говорила, что врача не пустит на порог. Сколько людей погибло из-за отказа от медицинской помощи — в секте тщательно скрывают. Сам новоявленный Христос подтвердил лишь один случай суицида…» — http://subscribe.ru/archive/rest.interesting.1001moshennik/200205/25084053.html).

И вновь слово из «Земли обетованной»:

«Обрядовая часть (тут я могу сравнивать с другими религиями) ещё не разработана, слабенькая, но она в стадии разработки. Хотя, может быть, этого и достаточно? Вполне возможно… По крайней мере, живая музыка, живые радостные люди – это всё импонирует, безусловно. Главное, чтобы обрядовая сторона удовлетворяла внутренние запросы человека и чтобы эта деятельность была в рамках Федерального Закона. Человек может сделать культ из чего угодно. Другое дело – если от твоей деятельности культурно и духовно обогащаются другие люди. Это, вообще, здорово».

Прервемся еще раз. Недавний (декабрь 2005 года) номер газеты «Труд». Статья «В ОЖИДАНИИ КОНЦА СВЕТА: «ОБЩИНА ВИССАРИОНА»: ВХОД — СВОБОДНЫЙ, ВЫХОД -ОПАСЕН ДЛЯ ЖИЗНИ». Говорит бывшая «виссарионовка», а ныне психолог Елена Мельникова. «— Первые два года у нас был настоящий голод», — рассказывает журналисту его собеседница. — Я помню, как плакала моя 10-летняя дочь, когда запретили хлеб. Просила у мужа растительное масло, а он отвечал: «Если ты попросишь цианистого калия, я тебе тоже должен его дать?» Соль, сахар — яд. Молоко позволялось пить только детям до года, и то, если попросят. Как-то Виссарион невнятно сказал: «Каждому овощу свой срок», — и люди перестали заготавливать продукты на зиму. Мы ели одну картошку, из этой же картошки и молотой гречки пекли некое подобие хлеба. Помню, как прибежала одна тетушка и сообщила радостную весть: «Лена, нам разрешили есть ржаной хлеб, пить какао и даже книги читать!
«(Trud.ru № 230 за 08.12.2005)

Но продолжим, впрочем, цитировать интервью из «Земли обетованной»:

«Поскольку община (единственная на территории Красноярского края) использует принцип территориальности (другие – экстерриториальны), здесь люди живут вместе, это с одной стороны облегчает духовное общение людей, с другой стороны представляет определённую трудность в социально-бытовом сосуществовании. И эту проблему придётся как-то решать. Мы видим, что эти люди должны жить в нормальных условиях. И если от их взаимодействия с определённой средой будет повышаться общий интеллектуальный и культурный уровень, это можно только приветствовать.

Желаю вам успехов в дальнейшей работе, и чтобы всё задуманное получалось!»

…О «задумываемом» — всегда и всеми — тоталитарными деструктивными сектами уже давно недвусмысленно и четко сказано настоящими, всю свою жизнь свою посвятившими исследованию «общего интеллектуального и культурного уровня» этих сект учеными. И об опасности, которой грозит этих сект — как раковых опухолей — на земле расползание человечеству. Только одна цитата, на наш взгляд — достаточно убедительная… «…Мы, как обыватели, не знаем о существовании методов влияния на
группы людей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем
иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что внутри нас всегда гнездится
страх, навязанный нам извне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы
становимся очень внушаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за
харизматическими лидерами, и искать избавления от стресса в групповой
сплоченности и коллективной вере. Мы не знаем о техниках модификации
поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться авторитету,
когнитивном диссонансе и инстинктивно-приматологическом желании людей
объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные
состояния сознания. Не знаем о существовании тонких технологий
реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно
развитым людям (и нашим детям!) могут внушать фобии и прививать зависимости.
Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей,
их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить,
их могут превратить в фанатиков. Многие молодые люди, бесстрашно тасующие
карты состояний сознания из колоды реальностей, успели обжечься, оказавшись
в узких коридорах реальностей карцерного тоталитаризма.»


(Т.Лири, М.Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах)

Вот что, кстати, говорят сами сектанты — …»шаманы последего завета», не только не отрицающие деструктивно-тоталитарного характера своей «деятельности, но и цинично кичащиеся этим (в 2002 г. Община Виссариона раскололась на «Общину Единой веры» и «Шаманов Последнего Завета»):

«На юге Красноярского края уже более 10 лет существует духовно-экологическая община, во главе которой стоит человек, известный как Виссарион Христос. Этo поселение называется «община Единой Веры», или «Церковь Последнего Завета».
По своей внутренней структуре община соответствует всем нормам тоталитарной религиозной секты, которая в результате определенных внутренних духовных течений раскололась на две тоталитарные подсекты. Одна из них — «официальная», олицетворяющая генеральную духовную линию Виссариона Христа, носит название «Единая Семья». Другая — «Шаманы Последнего Завета» (ШПЗ), представляет собой «духовный андеграунд» общины.
Секта «Шаманы Последнего Завета» была создана в августе 2002г. после единого трехдневного камлания, прошедшего в с.Можарка Курагинского района, Красноярского края. Почетным бессменным старостой секты является Коши, более известная в Индии как «smiling avatar». Главным шаманом секты назначен Виссарион Христос. Ритуал посвящения Виссариона в главные шаманы был проведен в Небесной Обители в начале сентября 2002г.
Первым пунктом Устава ШПЗ является отказ от всех Священных Писаний, поэтому устав состоит только из этого одного пункта
». Сайт Шаманов Последнего Завета: http://eed.udm.ru/nadishana/Rus/ShPZRus.htm)

…Судя по ряду публикаций уже 2007 года – и в Интернете, и в печатно-электронных СМИ – организаторы предстоящего в этом году, мимикрирующего под национальный, привычный, православный праздник, «празднества», действительно, рассчитывают на новый приток «свежей крови», то бишь – досуже-любопытной широкой публики. Даром, что ли, виссарионовская «служба регистрации и размещения гостей» намерена была функционировать без объявления перерывов на обед и на сон целых семь (!) дней, с 10 по 16 августа. Параллельно ей, исправно и бесперебойно, судя по программке торжества – функционируют, в расчете на любопытство (и – на невежество) «посетителей» и другие «службы». Судите сами: все семь эти дней до празднества и три дня в ходе его – гостеприимно открыты для заселения гостями (и обработки их мозгов) «палаточные городки и дома жителей окрестных деревень». Ежедневно с 7-ми до 22-х часов функционирует «Храм Благословения», а в «Храме Встреч» в это же время – «предпраздничные концерты, художественная галерея «Благовест», и «на его первом этаже – детская художественная выставка». Ежедневно организуются и «обзорные экскурсии» по «мастерским», сиречь – «производственным цехам» оккупированных «общинниками» деревень. Не оставлены без внимания и дети, которых великовозрастные родители предположительно доставят вместе с собой на Сухую гору. Тут, помимо упомянутой «художественной выставки», и «детский городок» намечается, и даже «детско-юношеский лагерь «Камелот» (привет вам, добрые люди, от популярного средневекового короля Артура…).

Самое же удивительное, что в вояже в новоявленный «город солнца» – судя по некоторым, высказываемым в кулуарах, ожиданиям менеджеров и продюсеров празднества – будут участвовать, якобы, и некие совсем уж высокопоставленные чиновники из региональных административных структур (???). Дескать, формально – для контроля и надзора, а де-факто – для созерцания (совсем – «по рерихам») главного гуру и учителя: «Чем лукавый не шутит, что-то такое в нем – есть», – подумает невольно атеист, которому сегодня совсем, без «никакой» веры, как-то неловко, а к Православию – душа не расположена, так как для него признать душу безсмертной – все равно, что на идее материализма – крест поставить! В этой ситуации только Виссарион и хорош, как мнимый Бог, да еще и субстанции – явно материальной!

Но зададимся вопросом: кому выгодны сегодня дифирамбы, чуть ли не на официальном уровне, виссарионовской общеизвестно-тоталитарной концепции, явно – деструктивного культа (по заключению московских экспертов государственного масштаба), несущей в себе подавление человеческого сознания и воли завербованных граждан, подвергающихся нездоровому психологическому воздействию, разрушающему семейные очаги, лишающему людей их собственности и самого драгоценного божественного дара жизни через суицид, о случаях которого в этой общине говорится в Интернете, несмотря на скрытность и изоляцию секты от общества?

Вопрос не праздный…

P.S. Если, все же, кто-то из здравомыслящих людей и решится поехать на «свидание с Виссарионом» в поисках «добрых плодов» – скажем, справедливости ради, что скучать ему не придется. «Обрядовая часть» у виссарионовцев теперь очень даже не «слабенькая» и вполне,с каким-то удалым избытком даже «разработанная». Программа ломится от мероприятий, – ну совсем как добрый стол от августовского урожая. Тут и «костры», и «круговые псалмы», и спектакли, и «таинства» благодарения, и «фестивали бардовской песни», и «единый труд по разборке конструкций Острова» (?), и «зажжения свечей вдоль реки» (??), и даже – «Слияние с Учителем» (??!). А напоследок – и вовсе… «литургия», явно антихристова толка, оскорбляющего чувства христиан.

Да, «Праздник Добрых Плодов» должен бы быть, по «идее» Виссариона и добровольных пропагандистов его «учения», на эти самые «добрые плоды» урожайным. Единственное только у нас – маленькое такое, сомнение.

Поскольку, по слову Екклесиаста, «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9), – не худо было бы путешественникам перед поездкой в «город солнца» отложить в сторону все «программы» и «последние заветы», и взять в руки (архаичную, конечно, с точки зрения «апостолов», аккредитовавшихся при г-не Торопе) книгу.

Книгу Книг: Библию.

И поскольку всё это: лже-христы, лже-пророки, лже-мессии (см. Еккл. 7:29; 2 Кор. 6:14; Мф. 15:13; Ин. 17:3; Рим. 1:18, 25; 1 Ин. 2:19; Еф. 4:5 и др.), – всё это уже «тоже было», в том числе – и во времена Пришествия на землю Сына Божия и Человеческого (Того, Настоящего, Истинного), – постольку стоит задаться перед таким посещением хотя бы одним из тех вопросов, которые задавал 2000 лет назад своим ученикам Сам Спаситель.

Задавал – как будто бы для нас с вами, как будто бы – как раз в преддверии сего «праздника», сулящего «добрые плоды». Вот он, этот вопрос: «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7: 16).

И отвечал, хоть ответа здесь для человека разумного, даже и не очень воцерковленного, и не требуется: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7: 18).

А в конечном итоге, как известно, «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7: 19), и уж тогда ни теория Дарвина, ни Виссарионовская – не выручат

…Поистине, «бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». …Жаль только, что по-прежнему всё нет и нет у нас «памяти о прежнем» (Еккл. 1:10-11).