Новости, Проповеди

Слово Высокопреосвященнейшего Митрополита Пантелеимона в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских


По окончании Божественной литургии в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских в красноярском храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Человек жив верой в Бога. И только верующий в Бога спасается сам и вокруг него тысячи и миллионы людей. И пока на Земле есть верующие люди, она будет вращаться вокруг своей оси, пока будут живы люди, верующие во Иисуса Христа, православные христиане, мир будет еще светлее, ибо это истинная вера. И эта вера дает силу человеку переживать трудности, она открывает призвание человека — вечную жизнь. И отвечает человек верой тому, кто любит его.

И еще раз прочитаем послание апостольское: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8, 35, 36, 38, 39). Ничто не может нас, верующих людей, разлучить с Богом, потому что Бог есть любовь.

И когда грянула в начале ХХ века страшная безбожная революция, перевернулась жизнь наций и народов великой Российской империи. Верующие всех наций и религий, а больше всего православные христиане, русские люди, попали под меч и пули, под уничтожение, невинно тысячами и тысячами их гнали сюда, в эту прекрасную, благословенную Сибирь. И не давали ни работы, ни хлеба, ни крова, а умерщвляли в концлагерях, на непосильных работах. Но говорили им: «будете есть белый хлеб и жить в домах, только откажитесь от Христа, отрекитесь от Бога!». А они не отрекались. Они терпели и видели смерть своих детей.

Страна наша была крестьянская, хлеборобная, аграрная, кормила весь мир хлебом. Украинцы, белорусы, великороссы, литовцы, латыши, немцы, эстонцы, азиаты и кавказцы — все были за веру в Бога, но были и ненавидящие Христа. И первыми падали от издевательств митрополиты, епископы, священники. Например, пришли на Кубани большевики в один храм, увидели батюшку и прибили его гвоздями к полу, а в Воронеже в семинарии повесили на иконостасе настоятеля и лектора семинарии, а с кого-то содрали кожу живьем… И таких примеров великое множество.

За что они терпели? Трудно им было сказать: «нет Христа, не верим мы»? Нет, они терпели, потому что есть Христос. Потому что они знали, как и мы, что исход наш с Земли тоже когда-то совершится — положат в гроб, отпоют. Когда это будет, знает Господь, а пока мы живы, мы должны трудиться, воспитывать поколение, творить добро и веровать, потому, что не кончается все во гробу. Жизнь, обещанная Иисусом Христом, жизнь вечная — в миллионы раз лучше. Вот это важно для человека верующего, христианина. И в XXI веке празднуем память всех новомучеников и исповедников Российских: и священников, и крестьян, и рабочих, и офицеров, и детей маленьких, и тех, кто был убит во чреве матери вместе с матерью. Такое было время.

Однако у Бога не пропадает ни одно слово. И мы знаем, что Господь нам помогает, что Господь с нами.

В нашем Красноярске было пятьдесят храмов, а он был далеко не миллионный город тогда… По всему краю было более шестисот храмов, а людей — намного меньше, чем сейчас. Как разрушали жестоко, чтобы лишить людей ума, и любви, правды и истины. И вот за все, что мы наделали в ХХ веке, за это страшное кровопролитие, разрушение святынь, храмов, — мы потерпели крах как нация, когда началась перестройка, исчез Советский союз. А сегодня в Красноярске, в Сибири собрались все народы Российской империи, Советского союза. Их погнала сюда нищета, голодная жизнь. Некоторые из них живут своим, чуждым нам укладом и много вреда наносят: и насилие, и грабежи, но и их самих часто обижают, ибо без Бога все превращается в страшную свалку.

И самое главное — души детей невинных, непорочных терпят надругательство и издевательство. Вот почему Церковь настойчиво проповедует, что в школах должны преподаваться основы православной культуры. Особенно для русского человека, потому что русского человека убивают! Запрещают говорить, что ты русский, а мы на своей земле живем! Наши святые сегодня кровью своей, пролитой за Русь, взывают из-под земли к Богу, хоть сами они в небесах, — о правде, о справедливости.

День памяти Собора новомучеников и исповедников Российских дан нам затем, чтобы мы помнили, что святость Божия, Дух Святой живет в Русской Православной Церкви, а умирает та церковь, в которой нет Духа Святого. Постепенно, с большими трудами русский народ и все другие народы начинают сплачиваться и спасать свою Родину, но еще до этого далеко. Сейчас придумывают новые гонения на Церковь, но у них ничего не получится. С нами Бог, а с ними что? С ними — смерть. Сколько бы ни оскорбляли Святейшего Патриарха, архиереев, священников и верующих, Бог уже не отдаст на поругание нас. Бог с нами!

Христиане принимали мученическую смерть за веру как в I, III веках, так и совсем недавно, в XX веке. Может быть, и среди нас стоят потомки умученных, убиенных священников, просто верующих людей. Быть святым — это быть верующим и жить по законам Господа. Тогда семьи не будут распадаться, не будет супружеских измен, не будет абортов, а будет любовь к труду, к детям, к жизни. Без Бога этого невозможно достичь, и именно ради этого святые мученики и новомученики погибали. Но правду нельзя убить. И сказано в Священном Писании: «если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5, 38, 39).

Кто знает сельскую местность, тот помнит, какими мы были богатыми, и много было совхозов, колхозов, фабрики и заводы работали, люди работали. И вдруг те же люди все разворовали. Нет этих ферм, нет этих животных, нет фабрик, заводов. Жизнь наша перевернулась, но она перевернулась еще в 1917 году, потому что на крови пытались строить счастье, но не может быть счастья на горе и несчастье других. Целый народ согрешил и целый народ должен каяться, но лучшая его часть — верующие люди спасают всю страну. Потому что мы не просим у Бога наказания врагам нашим, а просим вразумления, спасения и любви. Видим мы изображения на иконах, как убивают красноармейцы священников, епископов, а те просят у Бога прощения: «прости им, Отче, не знают, что делают. Прости им, Отче, прости, Отец небесный, они нас убивают, но мы идем к Тебе, а они идут в вечную погибель, в вечную смерть». Вот этим верующий человек отличается от неверующего. Этим отличался великий русский народ, славяне. Поэтому ненависть врага — дьявола вылилась в революцию.

И сегодня многое мы испытываем, но мы с вами под великим покровом наших новомученников и исповедников, особенно здесь, в Сибири. Каждый сантиметр земли благословенен, они ступали здесь своими ногами. Один святитель Лука (Войно-Ясенецкий), которого мы любим, как много сделал своими молитвами, и ныне творит и делает. Оттого и жив наш народ.

Сегодня мы поминали тех, кто погиб за все эти годы, чтобы больше люди не страдали от братской руки. Ведь брат на брата поднимался, дети на родителей. И эта злоба по сей день осталась. Приходит женщина ко мне и говорит: «сын и внучка хотят меня уничтожить, отобрать квартиру». Она же когда уйдет — квартира им же останется, но нет, надо своего родного человека уничтожить. Это страшное дело! Но мы знаем, что молитвы святых спасают верующих людей, Церковь и весь мир, о котором и мы молимся и просим у Господа прощения и благословения.

И дай, Господи, чтобы молитвами новомучеников Российских, всех святых от времен Иисуса Христа, стояла наша земля долго! И рождались дети, и прекратились войны, и не было бы голода. Чтобы все люди с любовью во Христе обращались друг к другу, имели бы силы помогать друг другу и участвовать в судьбе друг друга, потому что Господь дал нам любовь. Она — верующим пример, что вера наша оправдана, и мы не должны сомневаться в ней, ибо Господь любит нас, и никто не может нас разлучить от этой божественной любви, которая спасает и сохраняет нас. Аминь.