Новости

На Красноярских Рождественских чтениях обсудили вопросы образования


Как уже сообщалось, вчера, 16 января, XIII Красноярские краевые Рождественские чтения работали по отдельным направлениям и секциям. В Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования проходила работа секций по направлению «Церковь и образование» под руководством Управляющего Канской епархией, Епископа Канского и Богучанского Филарета.


Работу секций предварила пленарная часть, которая прошла в форме дискуссии.

Приветственное слово, обращенное к участникам форума, произнесли Епископ Канский и Богучанский Филарет и ректор КК ИПК РО, к. пед. наук Елена Чиганова.


В качестве позиционеров дискуссионной площадки выступили: Епископ Канский и Богучанский Филарет, заведующий сектором основ православной культуры отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов (г. Москва), советник Губернатора Красноярского края Валентина Бибикова, руководитель Центра гражданского образования КК ИПК РО, региональный координатор введения курса Основ религиозных культур и светской этики в Красноярском крае Елена Пригодич. Модерировал дискуссию директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков.


В своем выступлении Елена Пригодич выразила удовлетворение, что в нормативном тезаурусе появилось понятие «духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России», заполнив лакуну, возникшую после исключения в последние 20 лет из правового поля советского термина «идейно-патриотическое воспитание».

Валентина Бибикова рассказала о важности традиционных ценностей, отметив недопустимость отделения общечеловеческих ценностей от национальных, так как русские традиции, наши национальные ценности являются частью общечеловеческих.


Епископ Филарет в продолжение дискуссии высказал мысль, что, к сожалению, сам термин «духовно-нравственное воспитание» пока является формальным и может восприниматься как пустой, если его не наполнить конкретным смыслом и содержанием. «Когда мы говорим о приобщении к культурной традиции как к социальной инновации, мы должны воспринимать культуру во всей ее полноте, все ее компоненты, в том числе и религиозную составляющую. Не секрет, что сегодня школа чурается религии, боится ее» — подчеркнул Владыка.

Герман Демидов поддержал точку зрения Епископа Филарета и высказал суждение о том, что «сотрудничество всех институтов общества, в данном случае школы и Церкви, дело пока еще новое и всем вместе предстоит еще потрудиться, чтобы это сотрудничество было полезным в долгосрочной перспективе, а для этого надо создать условия, чтобы духовно-нравственным воспитанием занимался не просто учитель, а Учитель с большой буквы».

Все выступления участников дискуссии вызвали живой интерес слушателей — учителей, преподающих курс ОРКСЭ, руководителей образовательных учреждений края, которые включились в обсуждение, задавали много вопросов.

Например, учителя выразили недоумение, как можно заниматься духовно-нравственным воспитанием ребенка в рамках отведенных 34 часов на предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Владыка Филарет обратил их внимание на то, что сам курс ОРКСЭ является культурологическим и представляет собой лишь малую толику той большой духовной и душевной работы, которую предстоит начать, объединив усилия педагогов и священнослужителей.

Пленарное заседание продолжили доклады участников Чтений, посвященные методологическим и организационным аспектам взаимодействия образовательных структур и Церкви.

После перерыва работа Чтений по направлению «Церковь и образование» шла секционно. Секции «Сотрудничество Церкви, школы и семьи в приобщении к культурным традициям», «Детские и детско-взрослые проекты и учебные исследования о традициях православной культуры», «Преподавание “Основ духовно-нравственной культуры народов России”: возможности приобщения к культурным традициям», «Актуальные вопросы жизни приходских воскресных школ» привлекли много участников и завершили свою работу в полном соответствии с программой XIII Красноярских краевых образовательных Рождественных чтений.