Новости, Проповеди

Слово Архипастыря за богослужением в неделю Крестопоклонную


18 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в крестильном приделе во имя святых Царственных Страстотерпцев храма Рождества Христова города Красноярска. По окончании богослужения иерарх обратился к верующим с архипастырским словом.

«Дорогие братья и сестры!

Мы с вами сегодня находимся ровно в середине Великого поста. И к этому времени у каждого из нас немало накопилось непростых греховных воспоминаний, которые еще и обостряет диавол. Кроме того, каждый из нас несет бремя человеческой своей жизни, повседневной, с определенными трудностями и испытаниями. Некоторые переносят и горечь жизни, может, кто-то из близких болен или сам человек болен, или не утихают семейные «дрязги», или же одолевают скорби, касающиеся веры и религии. Кто-то переживает за своих маленьких деток, чтобы они были живы и здоровы.

В пост всегда обостряется чувство греха и всегда поднимаются наши внутренние грязные силы, которые толкают в неправильную сторону. Это может быть и обидное слово, сказанное в адрес кого-то, могут быть чувствования, желания, которые раньше и не возникали, хульные мысли, — иными словами, все то, что не хотелось во время поста иметь. Это и не удивительно, ведь наш враг — грех, а грех — дитя диавола, зло, которое убивает душу человека, независимо от возраста и пола. Все, что связано с Господом Богом, и любовь к Богу — попирается грехом. Во время поста мы с вами должны греховные мысли в себе победить. Постараться очистить себя от того, что нас толкает на грех. Так испытывается наша вера. Потому что для вечной жизни не Бог предназначен, а мы с Богом. Бог и так есть вечная жизнь.

Бывает, люди отчаиваются и говорят: я грешный человек, Бог меня не принимает, не слышит, и человек думает: “пойду и повешусь”. А бывает, кто-то плачет горько. Бывает так, что в начале поста в семье поднимаются такие бури, распри, скандалы, такое горе, что человек Божиего света не видит от печали и скорби. А у молодого учащегося человека бывает, в пост обостряются проблемы с учебой. И, кажется, напрасно он обучается и его выгонят. Но это наши испытания. Если мы сами не дойдем своим умом, что это испытания, мы можем пойти на отчаянные, даже фатальные шаги.

Господь, который пережил все человеческие невзгоды, пострадал, взошел ради нас на Крест и был распят — никогда не был грешен. И на этом Кресте Он показал силу человеческого духа, который с Духом Святым соединился, с Богом. Не спортивными упражнениями, не йогой, которая гонит человека в ад, не чародейством, а Духом Святым. И дал нам Господь через Мать Церковь утешение — крест, который мы выносим с вами три раза в год: в день Воздвижения Креста Господня, 14 августа — в первый Спас и в Крестопоклонную неделю.

Почему крест? Мы с вами видим в храмах иконы, почитаем их. На них Господь изображен в человеческом образе, который мы воспринимаем. И на них изображены люди — святые, которые получили силу Божию молитвы за нас с вами. Мы к ним обращаемся, ведь без них мы никто, они для нас — как наши близкие. А Крест Господний — это символ Самого Господа, и мы поклоняемся ему как Господу, как единому Богу.

Крест, как и Святое Причастие — символ богоприсутствия. Господь Сам стал человеком, чтобы нам помочь в трудную минуту, чтобы мы последовали Его примеру. В трудную минуту Он не сказал Господу: убей меня, Он сказал: “да будет воля твоя” (Мф. 26:48). Он молился: “пронеси чашу сию мимо Меня” (Мк. 14:36). Воля Господа была, чтобы Он был распят, умер и воскрес со страшными, невыносимыми страданиями. А ведь Господь — Спаситель мира, прошедший страдания не только на Кресте, но и через предательство друзей Своих. Он прошел через продательство, когда Его продали за тридцать сребреников как последнего раба, как скот. Он прошел совершенно безвинное заключение в темницы и пытки, прошел отречение, взошел на крест и принял смерть. А за смертью последовало Воскресение Христово.

Примером Христа Церковь говорит всем нам, православным верующим: все ваши человеческие беды и невзгоды проходят с верой в Бога. И то, что кажется сегодня человеку неисправимым, через год будет только лишь воспоминаниями. И когда слушаешь ветеранов, прошедших войну, концлагеря, они об этом рассказывают как о прошедшем. Это не забылось, и они могли бы покончить с собой, чтобы не терпеть муку и позор. Но они прошли через все, что им выпало. Какой силой? Силой Господней.

Это нам великое утешение — Крест Господний. Бывает, некоторая женщина печалится, что муж ей изменяет, но пройдет и это, если с тобой Господь и Спаситель мира. Осеняй себя крестом и проси: Господи, даруй мне терпение, смирение, милость Твою. В болезни ли находитесь или отправили молодого человека, вашего сына, внука в армию или в горячую точку, молитесь: Господи, помоги, сохрани его — и Господь сохранит.

Крест дан нам совершенно незаслуженно: нам еще надо заслужить, чтобы носить его. А Господь нам его так даровал как великую силу нашего спасения и укрепления духа. И тот, кто верует в Иисуса Христа, будет ли он идти ночью или днем, будет ли он среди чародеев и колдунов, будет ли среди свистящих пуль и падающих снарядов — с Крестом Господним останется жив. С Господом и снаряды, и пули не поражают, потому что действует сила Божия, данная нам в очищение, в спасение и сохранение, защиту и знак вечной жизни.

А в пост особо это важно осознавать, когда наши внутренние силы начинают борьбу с нами же, с нашим сердцем. Награда всему — Воскресение Господне. Когда в церкви во время поста выносится крест, это говорит о том, что пост приближается к своему главному моменту. Тогда нужно запасаться и терпением, и любовью, и верой, чтобы восторжествовать нам вместе с Господом, и чтобы вместе с ним каждая клеточка нашего тела и вздох нашей души ликовал и наслаждался чувством жизни вечной и Царства вечного, Господней любви к нам. Аминь».