Новости, Проповеди

Слово Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Даже сюда, в стены этого святого храма, проникает музыка, играемая оркестрантами в день Радоницы на могилах усопших. Но в день поминовения важна – молитва, а не музыка, и не положено сегодня быть музыке здесь, на освященной кладбищенской земле: ведь сюда приходят воспоминать своих близких молитвенно, а не – по совершенно дикому и варварскому обычаю – питием и увеселением. «Обычай» этот с атеистических времен перешел и в 21-е столетие, и многие люди все еще не сознают невозможности подобных «празднеств» на могилах усопших.

Придет час и в нашей жизни, когда мы предстанем перед Создателем, предстанем на Суд Божий, чтобы дать «…ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1 Пет. 4:5), – но «неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия?.. …по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2: 2, 5). Мир един. В мире земном Господь – по прегрешениям, по грехам нашим, по несовершенству нашему душевному – отделил нас в нашем земном существовании от Жизни Вечной, но Он дал нам надежду на Нее: «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Ин. 2:25). Надежда Вечной жизни – в этих словах: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Для того Спаситель сошел на землю, чтобы нам показать эту будущую, эту правильную жизнь, – для того, чтобы мы помнили, что не умрем, но мгновенно изменимся в то самое мгновение, когда придет Господь второй раз судить мир. «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).Тогда все, чье земное существование пресеклось, восстанут из праха; время же до Пришествия Вечного Судии пройдет для некоторых – как одно мгновение, а для иных – уже будет преддверием ада, – «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь Вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

Итак, мы все предстанем перед Ним, ибо это говорит Сам Господь устами Святой Христовой Церкви. И потому мы вновь и вновь повторяем слова апостола: «…пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться перед Ним в Пришествие Его» (1 Ин. 2: 28).

Поздравляя сейчас еще раз вас всех с Пасхой Христовой, я пожелал бы, чтобы мы всегда и всюду об этом помнили, – и чтобы главной в жизни была наша молитва, а не та поистине языческая музыка, которая и до этого храма сейчас с могил доносится. Понимают ли исполняющие ее, зачем, для чего и для кого они ее играют? Понимают ли они в этом (не осознаваемом, может быть, даже) своем варварстве, для чего любой человек приходит и живет в этом мире? Понимают ли то, почему хоть человек и умирает телесно – но впереди у него Воскресение и тот миг, когда он со всеми вместе предстанет перед Богом?..

Когда придет к нам всем, придет ко всему обществу понимание того, что есть в жизни – свято, а что – дурно, прекратится и исполнение музыки рядом с могилами. Вдумайтесь, дорогие мои: одни – заказывают, а другие – играют траурную музыку, при этом – не осознавая даже, не представляя себе, что сегодня – Пасха, сегодня – Радость великая, сегодня – счастье всех умерших, о которых мы помолились сейчас. Счастье – в этой молитве нашей за них, за их души, за их Вечное Спасение и блаженство…

Не будем осуждать тех, кто не понял еще, не пришел к той Истине, что жизнь человеческая – не ограничивается только пребыванием в земном мире, что она – не завершается надгробной плитой. Будем молиться за них, за осознание ими своего предназначения. Нет истины в том, чтобы думать о себе – как о ничего не значащем, бренном существе, которому предназначено, якобы, завершить в какой-то час свое существование под могильной плитой. Нет, дорогие мои, человек – это нечто великое и важное, ибо сказано в Священном Писании, что даже вся Земля не стоит одной души человеческой. Вдумайтесь в смысл этих слов: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Для того и Воскрес Христос, чтобы вернуть нам это Вечное состояние Вечного блаженства, вернуть в Царствии Небесном: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь Вечная» (1 Ин. 5:20). Приобщиться Его Вечного Царствия мы желаем сегодня всем усопшим, всем от нас ушедшим. Потому и провозглашаем в этот день им Вечную память.

Все, что бы мы с вами ни видели на кажущейся бренной земле, – все, так или иначе, продолжает свое существование, и тем более продолжит его – душа человеческая, душа безсмертная, душа вечная. Будучи наделен ею, человек однажды предстанет перед Самим своим Создателем, и в это-то мгновение совершенно новая Жизнь ему будет дана, совершенно новое состояние. Он все чувствует, все слышит, все понимает – но становится совершенно иным. Он становится – лишенным любой греховной грязи, свободным от любого лукавства. Это и называется – блаженством, это-то, подлинно, человек и испытает в тот момент, когда после окончания земного пути предстанет перед Творцом. Это и есть – то удивительное, то прекрасное и подлинное, во имя чего мы живем: Вечная жизнь. И творческие способности, которые щедро даются каждому человеку в его земном рождении, – они в ином существовании, в Небесном, по-настоящему проявятся – в соутверждении Вечной жизни. Щедр и милостив Господь. Когда мы молимся за наших сродников, то Господь по молитве нашей может вызволить их из ада, куда они себя, возможно, и уготовили, определили в греховной земной жизни.

Ибо жизнь – не бессмысленна, ибо не бывает в жизни неважным то, как – плохо или хорошо ты – поступил. Каждому человеку дана свобода выбора. И вот человек идет вслед Божественным словесам, или же, увы! – идет вслед иным словам, тем, которые приводят его в темноту, в тенеты, в ад. И этот ад начинается для такого человека еще здесь, еще в его земном существовании. Здесь начинается этот ад – убийства, злоба, ненависть, противостояния между людьми и войны между народами. Избегнуть ли нам этого ада – это зависит от нашего с вами собственного выбора, дорогие мои. Каждый из нас, – если хоть немного задумывается о смысле своей жизни, и земной, и вечной, – сознает, что есть Вечный Судия и есть – данная Им нам свобода выбора. Господь милостив, Он дал нам эту свободу, дабы человек Воскрес, Воскрес, в том числе, и благодаря бесконечным, бескрайним творческим возможностям, данным ему Творцом. Эти возможности человек может применить в земном своем существовании, применить – без зла, без ненависти, без греха. А потом уже они будут по-новому проявляться в вечной жизни, ибо земля – лишь временное прибежище, ничтожная пылинка в космосе. И новое состояние, когда человек обретает новое тело для своей души, – это состояние дается тому человеку, который за Богом следовал. Но это состояние может быть дано и тому человеку, который раскаялся – если где-то он оступился, и для такого-то раскаявшегося грешника эта жизнь вдвойне новая и дорогая. Ибо он вернулся, раскаявшись, к Вечной Жизни, к Которой призвал Господь еще в Раю, когда создал первого человека, – «только плодов дерева, которое среди Рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Да благословит нас всех Господь, да приумножит наши молитвы, чтобы мы любили друг друга; чтобы мы молились друг за друга еще за живых, еще до ухода из земного бренного мира; чтобы не обижались друг на друга; чтобы прощали друг друга. Чтобы – наоборот, – если зло тебе сотворил человек, ты растворил его очерствевшее, может быть, сердце любовью к нему, заповеданной Господом. «…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,— вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет (Мк. 12: 30,31). Не до конца черствы, не до конца окаменели сердца наших людей: окружающая жизнь, суетная и греховная, их порою делает такими, потому и предстают они перед нами иногда злыми и недобрыми. И здесь, еще раз говорю, важна наша молитва. В этот день повторю особо: нужна молитва за живых. Не только за наших усопших сродников, за которых сегодня усердно мы в этом храме молились, потому что по нашим молитвам Господь может вызволить их из ада. По нашим молитвам и частичка за них вынимается, от Просфоры, и опускается в Святую Чашу во время Божественной Литургии. И это – Причастие для них, утоление их духовной жажды, это – самое для них первое и нужное. Но будем помнить, молясь за усопших, еще и друг о друге, будем нести мир друг другу, любовь друг к другу. И тогда-то, действительно подлинно живя одной семьей (не только в одной малой семье, но и – миром Божиим в обществе), – тогда-то только мы сможем возвыситься на духовные высоты еще здесь, на земле. А это – те высоты духовные, о которых всегда молился наш православный народ, ибо сказано: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).

Возвращение к духовным ценностям – вот первое и главное условие нашего с вами еще здесь, на земле, духовного Воскресения. Да сподобит Господь утверждаться нам в этом. Если мы молитвой усердной вспоминаем своих сродников почивших, – значит, сердце еще в нас не умерло, значит – и о ближних своих будем помнить, значит – будем утверждаться в Спасителе, Который сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

Да сохранит нас всех Воскресший Господь!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!