Статьи

Татьяна Ломанова: Девяностые — это настоящий взлёт искусства

Юрий Пасхальский

На этот раз в выпуске «Летописи возрождения» мы приведём фрагмент беседы с кандидатом искусствоведения Татьяной Ломановой. Какие перемены произошли в художественном искусстве Красноярского края в период перестройки и после распада Союза? Почему именно это время стало наиболее благоприятным для формирования новых направлений? — об этом расскажет Татьяна Михайловна, будучи не просто наблюдателем, но и активным участником творческой жизни нашего региона.

— Это было время кризиса, в том числе и в искусстве. Наступает 1991 год, и начинается история новой страны, начинается новое время. Очень многое ушло. Во-первых, ушёл госзаказ. Раньше художники знали, какие работы будут востребованы. Допустим, будет юбилей милиции, и к нему непременно откроется большая выставка — нужно писать на эту тему. Это условно говоря. Художники десятилетиями так работали, но в один момент всё это рухнуло.

Огромные полотна стали никому не нужны, они стоят в мастерских. У музеев нет денег для их приобретения, ведь культура всегда жила на остаточные средства. А с развалом Советского Союза всё усугубилось. И это время было достаточно тяжёлым для художников, привыкших работать в советской системе. Его так приучили — он живет свободно, спокойно, у него семья, которую нужно кормить, музеи, конторы приобретают его работы. Это была налаженная система. А потом всё это благополучие исчезло. Конечно, для многих такие перемены были большим потрясением. Теперь художник вынужден сам заботиться о себе и о своей семье.

Ушла тематическая картина. Кому стали нужны все эти «Хлеб Родине!»? Все лозунги исчезли из культурного пространства. Но в это же время молодые художники начинают искать и находить новые пути. Нет картины, не нужно писать партизана или рабочего с натруженными руками? Хорошо, я буду писать другое. Они для себя открыли новый мир. Они вдохновились той же нашей Сибирью, древнейшей Сибирью. Ведь по тропам нашей земли тысячелетия назад проходили миграции. Сколько у нас ценнейших памятников? Юг Сибири вообще можно назвать археологическим музеем под открытым небом.

Молодые художники увидели мир людей, которые живут за полярным кругом, в хакасском улусе, в таёжной деревне. И эти люди радуются жизни. И вот этот мир вошёл в работы молодых мастеров. Впоследствии сложилось целое направление в художественном творчестве наших земляков — неоархаика. Это обращение на новом этапе искусства к древнейшим образцам. Это очень увлекло наших молодых художников.

И если 1960–1970 годы — это поколение романтиков, то в 1980–1990-е в искусство приходят немного другие люди — более смелые, более раскованные. И они нашли свою нишу, свой путь. А более старшее поколение художников тоже продолжало работать. Часто они писали портреты, в основном друзей и знакомых. Это были серьезные психологические работы. Но ветеранов с печальными взглядами стало гораздо меньше. 1980–1990 годы — это красивое время.

Девяностые — это настоящий взлёт искусства. На очень высокий уровень в нашем крае вышла керамика. Это взлёт живописи. Открылись шлюзы, и стало можно писать авангардные вещи. Конечно, часто это были третьесортные авангардные работы, но художники пробовали себя, было интересно.

Тогда начинал творить великолепный художник Николай Иосифович Рыбаков, Сысоев свои композиции создавал, Ануфриев работал над замечательной керамикой. Повторюсь, в это трудное время появились очень умные и смелые художники. Да и когда у нас простые времена?

У многих художников появилась религиозная тематика. Причем не только у молодых, кто начинал творить в это время видя, как открываются храмы, но и тех, кто ещё недавно стоял на позициях соцреализма. Они тоже были свидетелями перемен и сами менялись. В начале девяностых многие художники начали расписывать храмы, писать иконы. Многие через религиозное искусство сами стали глубоко верующими, православными людьми. И в своём творчестве художники всё чаще стали прибегать к православным мотивам, как художник Александр Волокитин. У него несколько очень глубоких, православных по духу работ. И работа художников с православной тематикой продолжается и по сей день, многие работают. Юлия Иванова уже несколько лет ведёт проект «Ангелы мира». И в нём сейчас участвуют уже сотни художников.

«Церковный сторож». Холст, масло. Художник Александр Волокитин.

Вообще, сложно перечислить имена замечательных художников того времени. Очень интересно работали Николай Рыбаков, Сергей Теряев, Валентин Теплов. Работал в то время Юрий Деев. Керамисты — Ануфриев, Мигас, просто задыхались от невероятного количества сюжетов в своём творчестве. Я сейчас если кого-то не назову, то могут обидеться, но это просто первые имена, которые вспоминаю. А их очень много.

Работали в то время такие мастера как Георгий Маркович Знак, Степан Егорович Орлов, Борис Яковлевич Ряузов — корифеи. Это люди, которые пришли в искусство ещё в шестидесятые, привнесли много нового и совершенно блестяще работали до самых последних дней.

Уже тридцать лет прошло с начала девяностых, и мы уже говорим об этой эпохе в прошедшем времени. А вспоминать есть что. Это было сложное и красивое время.

Проект «Летопись возрождения» реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019–2020».