Статьи

Дружба фестивалями

_DSF6697_60.jpg

В рамках сотрудничества портала «Приходы» с Красноярской епархией Русской Православной Церкви и другими епархиями, возобновил работу субсайт «Епархии: знакомые и неизвестные». Как выстраивается сотрудничество между отстоящими друг от друга на многие тысячи километров монашескими обителями — Московским Даниловым ставропигиальным монастырем и красноярским Успенским монастырем — читайте в репортаже.

Для чего нужны фестивали? Для кого-то это повод себя показать и других посмотреть, для кого-то — возможность познакомиться с тем, ради чего вне фестивальной программы пришлось бы ехать очень далеко, да еще и еще пообщаться с новыми интересными людьми. Ну, и конечно, любой фестиваль — это мероприятие, можно соприкоснуться разными традициями, узнать и попробовать что-то новое. На фоне проходящих в Красноярске уже не первый год фестивалей «Колокола Сибири» и «Сибирский первоцвет» выстраиваются взаимоотношения сотрудничества между отстоящими друг от друга на многие тысячи километров монашескими обителями — Московским Даниловым ставропигиальным монастырем и красноярским Успенским монастырем.

В 2020-м из-за пандемии эти праздники пришлось отменить, однако в нынешнем году летние фестивали, проходящие на территории Успенского мужского монастыря и близ него, смогли порадовать жителей и гостей Красноярска. В дни фестивалей благоустроенная набережная Енисея становится еще красивее благодаря празднику цветов, а монастырь наполняется колокольными звонами.

В этом году на фестиваль «Колокола Сибири» приехал праздничный хор Московского Данилова монастыря. Благодаря искренности, душевности, уникальной старинной манере исполнения этот прославленный коллектив завоевал любовь слушателей во многих странах мира. Его связывают отношения дружбы с Сибирским мужским хором, основанным в 2018 году по инициативе красноярского губернатора. Сибирский мужской хор создан при монастыре, участвует в церковных службах. Его руководитель Альберт Терещенко рассказывает: «У нас в хоре насчитывается 21 человек. За прошедшие годы коллектив вырос духовно, ведь чтобы люди понимали богослужение, нужно быть духовным человеком, пропустить музыку через себя. Поэтому петь в этом хоре может не каждый».

На нынешнем фестивале два хора вместе исполнили несколько песнопений. Антифонно, как в церкви, когда сначала поет один клирос, потом другой, потом то же самое вместе, они пропели «Спаси, Господи, люди твоя». Представляете, как мощно звучат два мужских хора! А еще люди услышали «Покаянную молитву о Руси» П.И. Чайковского. Я знаю эту музыку – она есть в «Детском альбоме» Чайковского под названием «В церкви». Хор вступает тихо-тихо, потом набирает силу, потом все громче и в конце снова тихо, почти шепотом. В этот день много песен – и ласковых, и покаянных, и торжественных — были посвящены Святой Руси.

_DSF6525_60.jpg

Кстати, праздничный хор Московского Данилова монастыря и Сибирский мужской хор также выступили в Большом концертном зале Красноярской филармонии с композицией «Сказание о Русской земле». Можно сказать, эта композиция знакомит с историей Руси через духовные песнопения и православные песни.

В концерте принимал участие главный звонарь Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков), ставший почетным гостем фестиваля «Колокола Сибири». Между песнями звучал колокол как прелюдия к следующему номеру. Короткие, прозрачные трели зазвонных, ритмичные удары благовестника — и снова песнопения.

_DSF7163_60.jpg

После очередного звона отца Романа регент объявил: «Вы слушали колокольный звон. А теперь послушайте, как звонит хор». И мы услышали «Вечерний звон». Трем тенорам-солистам аккомпанировал хор, подражая колоколу: «Бом. Бом». Тихо, спокойно, благостно.

Школы колокольного звона

Звуки колокольного звона издавна сопровождали человека с самых разных ситуациях, колокола звучат «во дни торжеств и бед народных». Приехавший на фестиваль главный звонарь Данилова монастыря отец Роман (Огрызков) также возглавляет Центр обучения колокольному звону. Сейчас молодые звонари идут разными путями: кто-то интересуется мелодикой звона, кто-то — техническими приемами, кто-то старается положить на ноты особо запоминающиеся звоны. И музыку сочиняют, и даже джаз пытаются сыграть.

Отец Роман рассказал, что в Красноярске он впервые, но был знаком с этим замечательным городом со слов покойного звонаря Юрия Жемчугова, с которым дружил. Участники фестиваля получили возможность поучаствовать в мастер-классах, которые дал главный звонарь Московского Данилова монастыря.

_DSF7143_60.jpg

Почётный гость из Москвы прибыл на праздник по приглашению священника Никольского кладбищенского храма Алексия Гамолина — директора фестиваля «Колокола Сибири», руководителя епархиальных курсов звонарей. Пришедшие в монастырь на ежегодный открытый фестиваль звонарей Красноярской митрополии смогли услышать многообразие звонов в исполнении учеников отца Алексия. Они, как ручейки, растекаются по всей митрополии: звонят, учат других звонарей, открывают свои курсы.

Два мальчика, Глеб Шащенко и Егор Соловей — настоящие дипломированные звонари. Им по двенадцать-тринадцать лет, но оба уже работают при храмах. Говорят, что тренируются по два часа ежедневно в Никольском храме, а звонят на богослужения через день. Оба еще школьники, у отца Алексия учились два года. Глеба я слышала два года назад. Можно сказать, что его звон не отличить от звона взрослых мастеров.

На фестивале Глеб, звонарь красноярского храма Архангела Михаила, исполнял звон Троице-Сергиевой Лавры в традициях игумена Михея. Звон красивый и сложный технически: с синкопами, зазвонные – прозрачно, быстро, водопадом. Татьяна Иванищева, Евгения Шащенко, Игорь Самков, Попов… Всех не перечислить. Представляю, как они волновались, играя перед прославленным звонарем – иеродиаконом Романом. Многие исполняли праздничные звоны своих храмов: Никольского, Троицкого, Покровского, Никольского храмового комплекса…

А потом пошли старинные звоны: Московские, Ростовские, Псково-Печерский, Новодевичий. Перед каждым номером ведущий рассказывал историю этого звона.

Старые мастера колокольного звона сохранили часть записей и передали следующему поколению. Так, московский звонарь Владимир Машков сам учился у дореволюционных мастеров. Он попал на колокольню Елоховского собора еще четырехлетним мальчиком и на всю жизнь полюбил это искусство. Повзрослев, стал там работать. С 1964 года он являлся звонарем московского Новодевичьего монастыря, учил молодых. «Для хорошего колокольного звона нужно быть верующим человеком и любить колокольный звон», – говорил он. Наверное, неслучайно Новодевичий звон исполнял иерей Алексий Гамолин: у него колокол звучит особенно, будто поет.

_DSF6570_60.jpg

А вот зазвучал древний мужественный напев, ему более пятисот лет. Псково-Печерский монастырь. Звон в традициях этой обители исполнил дуэт.

Для меня кульминацией концерта стали Ростовские звоны в исполнении Татьяны Иванищевой и Сергея Шостака. В Ростове Великом, на этой древней земле, сохранился уникальный набор колоколов на звоннице Успенского собора. Митрополит Иона любил колокольный звон и делал все для того, чтобы он был лучшим в России. Действительно, звонам не было равных в империи, а колокола ценились едва ли не дороже золота. Их отливали лучшие мастера конца XVII века. Колокола висят в ряд, из них составляются различные группы, звонари не только видят друг друга, но и чувствуют ритм. Звонов было семнадцать. Самый старинный – Ионин, строгий и торжественный. Георгиевский – мощный по звучанию. Иоакимовский, Ионафановский, Ионинский звоны шли без перерыва. Первый создан в 1731 году, праздничный трезвон; второй – очень красивый, написан священником Аристархом. В Ростовских звонах иногда участвовало до пяти звонарей. Старые мастера успели передать традиции и навыки молодым.

Почти во всех произведениях звучали трели зазвонных — легкие, прозрачные, хрустальные; ритмично, мощно «шагал» благовестник. Начало — издалека, тихо-тихо. Так мы ждем праздника, вот он идет, приближается, и тут кульминация — сам праздник. Иногда на ней звон обрывается, иногда уходит, затихая. И музыка — суровая, радостная, торжественная, праздничная.

_DSF7119_60.jpg

Концерт начал почетный гость фестиваля отец Роман, исполнив Встречный звон. Символично. И закончил он же.

— За пять лет уровень звонарей очень вырос, это совсем другой фестиваль уже. За последние два года у нас появились канонические исторические звоны, открылись курсы в Никольском храме, детей обучают в храме Архангела Михаила, — рассказывает иерей Алексий Гамолин.

Праздник цветов

Гармонично сочетается с праздником колокольного звона традиционный праздник цветов на территории Успенского мужского монастыря — «Сибирский первоцвет». Кстати, обоим летним фестивалям в 2021 году исполнилось пять лет.

_DSF7084_60.jpg

По традиции гости цветочного праздника принимают участие в мастер-классах по декоративно-прикладному творчеству и флористике, посещают фотолокации, растительные инсталляции, выставки, а также выступления лучших хоровых и фольклорных ансамблей Красноярского края. Растительные инсталляции и выставки остаются на территории монастыря в течение месяца. Праздник организует культурно-исторический центр «Успенский» при поддержке мецената Елены Безденежных и сопредседателей Попечительского совета монастыря — губернатора Красноярского края Александра Усса и митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.

_DSF6641_60.jpg

Вот и в это году гости увидели цветущие деревья, зеленые лужайки, разнообразные клумбы и уютные уголки для фотографирования, а в здании культурного Центра, который проводил праздник цветов, — красивейшие букеты в напольных вазах. Нежные белые пионы, хризантемы, анютины глазки, ветки сирени…

На мастер-классе флористы учили делать венки и букетики из полевых цветов — такие букетики были почти у всех в руках. В венках разгуливали дамы и девочки, а ветер колыхал над их головами травы и лепестки цветов. Да, городского жителя надо этому учить.

_DSF7069_60.jpg

В выставочном зале прошла выставка картин и живых цветов «Краса Сибири». Ромашки на холсте, а под ними — букет живых ромашек; и не определишь, которые лучше. «Родные просторы» Федорова — пестрое разнотравье, и все цветы узнаваемы; на полотне М. Тонкаль — стилизованные животные-свистульки под букетами васильков, Марьиных кореньев, жарков – все ярко, празднично, нарядно.

_DSF7154_60.jpg

И на фоне этой красоты, этой отрады для глаз звонили колокола и звучали духовные песнопения в исполнении замечательных хоровых коллективов. «В каждой клеточке воздуха была благодать. Небо приближалось к земле», — таков отзыв слушательницы о выступлении хора Данилова монастыря из Москвы под управлением Георгия Сафонова. «Если вы хотите услышать настоящий колокольный звон и стройное монастырское пение — идите в Данилов монастырь», — говорят знающие люди. А нынче посланцы этой обители сами приехали на берега Енисея.

_DSF7159_60.jpg

Целью фестиваля «Колокола Сибири» стало возрождение и развитие традиций православного колокольного звона в Красноярской митрополии, сохранение лучших традиций национальной российской художественной культуры. Его учредителем стала Красноярская митрополия, организаторами выступают курсы звонарей Красноярской епархии, Государственный центр народного творчества Красноярского края и его структурное подразделение центр «Успенский» при поддержке краевого Законодательного собрания, Управления общественных связей губернатора края и регионального Министерства культуры.

Наталия Ерышева

Фотографии Руслана Попова

Материал подготовлен при поддержке Конкурса малых грантов «Православная инициатива — 2021»