29/12 июля Церковь празднует память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла — день мученической кончины апостолов. Завтра во всех храмах Красноярской епархии состоятся торжественные Богослужения, а для ряда храмов епархиальных благочиний праздник станет престольным: для Св.-Петропавловского храма г. Ужур Ачинского округа, для храмов в с.Каратузское и п.Шушенское — в Минусинском благочинии, в г.Лесосибирске (Енисейское благочиние); в Канском же благочинии храмы св. апостолов первоверховных Петра и Павла расположены в с.Бражное и п.Богучаны. В этот великий праздник заканчивается пост, который в этом году длился с 4 июня. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру. Праздник святых апостолов Петра и Павла стал своеобразным напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви. Согласно православию власть в евангельской общине принадлежала Собору Апостолов, среди которых Петр и Павел считаются главными — «первоверховными», в отличие от католиков, у которых Петр считается единоличным «главой апостолов». Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверж-дению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался реввностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Оба апостола приняли мученическую смерть за веру Христову в один день (67 г. н.э.) в Риме. Павел, как римский гражданин, «усечен мечом» (т.е. обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли «стремглав» (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора св. Петра.
На Руси существовало множество примет и поверий, связанных с этим днем:
«Петр и Павел час убавил» так говориться о Дне святых апостолов Петра и Павла, православном празднике в народе. «Петр-Павел час убавил, но жару прибавил» — считается, что тот, кто на Петров день увидит восход солнца, будет наделен особой силой. Яркие лучи, переливающиеся разными цветами радуги, вольются в само нутро человека и осветят его. Красный огонек даст здоровье, красоту, зеленый — веселость, беззаботность, молодость, белый — чистоту, желтый — огонь, тепло: святые Петр и Павел в эту летнюю пору защитят от всего, где полагается — наведут порядок, что не надо — уберут, а что требуется — подадут. «В ночь на Петра и Павла не спится молодежи — они «караулят солнышко», т.е. веселятся до восхода. Причем, веселье должно быть с некоторой долей озорства — к примеру, закрасить краской окна соседей, чтобы те проспали, или загородить проезжую часть тяжелыми предметами. Считается, чем больше проделок, тем удачнее будет год». А еще апостол Петр считается покровителем рыбаков, так что этот день считается и их праздником.
Подробнее о святых апостолах и праздновании на сайтах:
http://www.rian.ru/spravka/20060712/51222211.html,
http://www.zavet.ru/book/petrovp.htm#d02,
http://old.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/05np/07/0712.html.