Новости

Приближается Успенский пост

С 14 по 27 августа, вплоть до великого двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), длится один из четырех многодневных постов — Успенский. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Будучи святой и непорочной, Приснодева не имела нужды в посте, но, по слову святых отцов, так особенно Она молилась о нас перед Своим Успением.

Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а — напротив — сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Со своим духовником следует обговорить, каким образом в это время сделать более насыщенной свою духовную жизнь — как увеличить молитвенное правило и душеполезное чтение, как усилить внимание к борьбе со своими греховными пристрастиями, а также уделить больше времени делам милосердия. С целью победы над страстями предписывается воздерживаться в пост от развлечений —
просмотра телевизора, прослушивания музыки, шумных праздненств и т. п., при этом не обижая своих близких. Также в Пост сугубо важно прибегать к спасительным таинствам Исповеди и Причастия, а также Соборования.

Пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития. Пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит.
Пост делает нас более способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», — говорит св. Иоанн Златоуст. Также пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам.

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, продукты растительного происхождения без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

Только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу — в праздник Преображения Господня. С этого дня также по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входят плоды нового урожая, освящаемые в этот великий праздник.

В этом году конец поста (28 августа — Успение Пресвятой Богородицы) приходится на пятницу, и следовательно в этот день стол — рыбный, а разговение скоромными блюдами переносится на следующий день.

Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены.

Стоит также обратить внимание на то, что отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но чересчур изысканную. «Есть такие «хранители поста», — пишет блаженный Августин, — которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.» Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.» То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия, на помощь ближним и благоукрашение Божиих храмов.



См. также:

Рецепты постного стола