Новости

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжественном приеме в Красноярске, данном Губернатором Красноярского края


Участники праздничного приема, который был дан сегодня Губернатором Красноярского края Львом Владимировичем Кузнецовым в честь визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Красноярский край и освящения храма Рождества Христова, с глубоким вниманием выслушали Первосвятительское слово Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Обратившись к Губернатору Красноярского края и к участникам приема, Святейший Владыка сказал:

«В Церкви праздничная братская трапеза, когда она сопровождается беседой, — является продолжением Литургии, продолжением молитвы. За ней мы слушаем друг друга и внимаем друг другу, вразумляемся от слов других людей.

Я хотел бы всех вас сердечно поблагодарить за ваши добрые слова, которые вы сказали сегодня. Действительно, Красноярский край, не мне вам это говорить, — это не только географический центр России, но и — один из самых мощных промышленных и сельскохозяйственных ее регионов. В отличие, может быть, от тех регионов, которые располагаются близ Уральского хребта, здесь практически нетронутая природа — колоссальные ресурсы, колоссальные возможности. Жителей на этой огромной земле не очень много. Но чем меньше людей на квадратный километр, тем комфортнее должна быть их жизнь. Значит, нужно, чтобы места проживания были комфортными для человека, чтобы было у человека место и для его духовной жизни, для образования, развития, и тогда даже самые необъятные просторы превращаются в уютную и удобную для человека среду.

Беседуя со Львом Владимировичем Кузнецовым, с Александром Викторовичем Уссом и Эдхамом Шукриевичем Акбулатовым, я убедился в том, что руководство края и города Красноярска серьезно настроено на то, чтобы радикально менять жизнь региона к лучшему, чтобы Красноярский край прирастал силой и мощью, и чтобы людям было удобно и достойно жить на его просторах. И я глубоко убежден в том, что все задачи, которые вы сегодня ставите перед собой — это вполне выполнимые задачи. Не сразу Москва строилась, не сразу все можно сделать, но это все — выполнимые задачи. Дал бы Бог нам мира да гражданского спокойствия, дал бы Господь нам вновь обрести в полной мере силу духа нашего народа, — и тогда все можно разрешить, и разрешить достаточно быстро. Для этого нужны не только мир и гражданское спокойствие, но и, особенно — сила духа людей.

Когда мне Лев Владимирович сказал, что мы здесь встретимся сегодня в той части Красноярска, где когда-то высадились первые казаки, основавшие город, я как-то на мгновение задумался и попытался представить себе, как это было. Этим казакам нужно было пройти тысячи километров — без всяких дорог, без компаса, без карты. Они просто шли навстречу солнцу. И были вокруг них комары, мошка, холод и мрак… Только, в отличие от наших времен — не было у них никаких дорог, никаких указателей, никакого GPS. Не было — ничего. И неизвестно было им, когда же закончится вся эта тайга, их окружавшая, когда закончится бездорожье, когда и где достигнут они своей цели?

И вот, поставив себя на место этих казаков, можно многое осознать. Мы иногда ощущаем себя немного на их месте, если что-то вдруг выпадает из нашего комфортного образа жизни — электричество вдруг не работает, воды нет, машина не заводится, — и все, мы теряем привычное равновесие. А порой сразу — теряем человеческое лицо, мы ссоримся со своими родными и близкими, кричим, шумим, машем руками как ветряная мельница. И вот — сравним себя с этими казаками… Мы — во многом своей уверенностью обязанные современному образованию, современным технологиям, современным знаниям, всему уровню современной цивилизации, и — они: без одного, без другого и без третьего. Вопрос: а если вот так нас бросить на этот переход через всю Сибирь — ведь неизвестно, смогли ли бы мы осуществить все то, что они осуществили?.. В любом случае, их дух — был не слабее нашего. А мне кажется — что бывал он и сильнее…

И возникает другой вопрос: а что из себя представляет человеческий прогресс? Ведь еще вчера комфортабельный автомобиль считался вершиной цивилизации, самой отдаленной, несбыточной, желанной мечтой. Теперь все ездят на более-менее комфортабельных автомобилях. Мобильный телефон, который мнился каким-то техническим чудом… Мы используем их так просто, как домохозяйка использует спички, зажигая плиту, или просто включая плиту, которая загорается сама. Все эти вещи — они значительны и непривычны для нас в тот момент, когда они только появились, а потом они становятся обычными бытовыми предметами, как вилка, ложка, столовый прибор… Собственно говоря, вся внешняя техническая цивилизация — имеет временное, преходящее значение, и она существует для чего-то высшего, большего, она не самоценна. А для чего же она существует? Ответ на этот вопрос сама цивилизация дать не может. Если вы спросите об этом человека, непосредственно производящего продукцию, он скажет: «Да, мы способны производить еще больше, мы должны повысить рентабельность, у нас должна быть большая прибыль». Но это опять-таки подходит для определения задачи отдельного этапа, а в чем же конечная цель? И когда она, эта цель, реализуется?

Огромным заблуждением предыдущей системы, советского общества была постоянная убежденность в том, что «мы живем — ради будущего». «Вот когда-то тогда, в отдаленном будущем, и случится то, к чему мы сегодня идем». И сменились целых три поколения советских людей, не дождавшихся этого «светлого будущего», и в итоге оно — так и не настало. И стало понятно, что каждое поколение имеет свою непреходящую самостоятельную ценность. Никто не может сказать, что ценность следующего поколения выше, чем ценность предыдущего. Поэтому реализовываться каждый должен не в будущем, не, как говорят, «в детях реализоваться» (неизвестно ведь, какими они будут), — и каждый человек должен успеть реализоваться в своей, данной ему Господом жизни. И реализация человеческого потенциала достигается только тогда, когда человеческая жизнь — не служение изобретениям технического порядка, обеспечивающим наш комфорт, наше благополучие, но — когда высшие ценности занимают главное место в жизни человека. И Церковь постоянно говорит об этих высших ценностях, без которых жизнь теряет всякий смысл, превращается в замкнутый круг, в котором человек бессмысленно вращается подобно белке в колесе — белке кажется, что она преодолевает огромное пространство, а она просто крутится на одном месте, хотя несется с огромной скоростью и силой.

Я думаю, что смысл жизни, подлинные цели и ценности бытия — это то, что сегодня должно составлять главный предмет церковной проповеди. Может быть, не каждый священник умеет в полной мере это донести до паствы, не каждому это дано сделать вдохновенно, но от этого сама проповедь не становится менее значимой. Мы утверждаем, что никакого реального благополучия человек в своей жизни не достигнет, не сбалансировав духовное и материальное. Будут 10 особняков, 50 автомобилей, несколько яхт, несколько самолетов, но если человек не сможет верно сбалансировать духовное и материальное, он не будет счастливым человеком. Мы же видим эти лица, богатейших людей, глубоко несчастных, которые наверняка взирают на других людей и думают: вот бедный человек, а насколько же он живет проще и лучше, чем я! Поэтому, с одной стороны, есть естественное стремление человека — иметь больше, жить богаче, обладать большим комфортом, но, с другой стороны, если это не сопровождается духовным ростом человека, то мы живем напрасно и мы несчастны.

Церковь и призвана постоянно будить совесть людей и говорить о подлинном идеале жизни, который сочетает духовное и материальное, когда у человека есть то, что я сегодня в проповеди назвал даром Духа Святаго — когда есть величайшие ценности нравственные, духовные, которые возникают в сердце, и которые не зависят от материальной жизни человека.

Я хотел бы пожелать от всего сердца Красноярскому краю, его руководителям, всем должностным лицам, руководителям муниципальных образований, всем, кто здесь присутствует — представителям бизнеса, культуры, науки, правоохранительных органов, — невозможно всех перечислить, — я желаю всем вам помощи Божией, крепости душевных и телесных сил, а самое главное — желаю вам всем, чтобы достаточно мутный и часто опаснейший информационный поток, который обрушивается сегодня на нас с экрана телевидения, из интернета, который несет стереотипы мысли и жизни, ни в малейшей степени не связанные с человеческим счастьем, — чтобы поток этот не господствовал над нашим сердцем и нашим сознанием. Я желаю всем нам, чтобы наши дети, наша молодежь, наши подростки, которые особо чувствительны к воздействию извне, — чтобы они не попали во власть этой действительно темной силы, которая уводит нас от подлинной цели и ценностей. И тогда — мы сможем все.

Мы сможем создать замечательную жизнь в Красноярском крае, в Сибири, на Дальнем Востоке, на юге и севере, западе и востоке, и тогда мы будем жить в очень сильной стране, потому что люди в ней будут по-настоящему счастливы. Будем заботиться об Отечестве нашем, о нашей России.

Я хотел бы сердечно поприветствовать всех, кто здесь присутствует, в т.ч. представителей других религий, других конфессий, которые вместе с нами в этом зале сегодня. Глубоко убежден в том, что нам нужно постоянно укреплять наше межрелигиозное и межнациональное сотрудничество, чтобы никто и никогда не смог использовать факт многорелигиозности или многонациональности нашей державы для того чтобы принести вред всему нашему народу. Помогай всем нам Бог! Сотрудничая, взаимодействуя друг с другом — будем преобразовывать жизнь нашего Отечества».

В завершение праздничного приема Святейший Патриарх преподал на молитвенную память Губернатору Красноярского края Л.В. Кузнецову, Председателю Законодательного собрания Красноярского края А.В. Уссу и главе города Красноярска Э.Ш. Акбулатову памятные подарки и книгу-альбом, посвященную ставропигиальным монастырям Русской Православной Церкви, и пожелал многая лета всем участникам приема.

В фойе Большого концертного зала, где проходил праздничный прием, была развернута обширная фотовыставка «Свет евангельских истин», подготовленная Музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» и Информационно-аналитическим и издательским центром Красноярской епархии.