Новости, Рождественские чтения

Завершилась работа направления «Церковь и образование» XV Рождественских чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»


16 января, в здании Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошли малые пленумы и заседания секций направления «Церковь и образование» XV Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.

В рамках малого пленума «Преподавание курса “Основы православия”», возглавленного методистом КК ИПК и ПП РО Еленой Петрусенко, прозвучали доклады, посвященные традициям, методам и инновациям в преподавании «Основ православия» и нравственному значению Православия в целом — как в воспитании школьников, так и в ежедневной мотивации медицинских работников.

Лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Ольга Ногина представила авторский подход к преподаванию курса ОПК, который многими слушателями был воспринят как образец для подражания.

Учитель Ачинской Мариинской гимназии Наталья Глазкова поделилась с собравшимися опытом реализации проекта «православная трапеза», в котором ученицы гимназии, воспитанники школы-интерната и школы для слабослышащих детей совместно изучают православную культуру в особой, неурочной форме.

Учитель истории и обществознания Мостовской общеобразовательной школы Большемуртинского района Галина Порфирьева поделилась опытом организации кружка Основ православной культуры, который объединил всех учащихся, а так же их родителей и учителей, и помогает не только в обучении, но и в налаживании сотрудничества и хороших отношений между всеми посетителями кружка.

Малый пленум «Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации: стратегии и практики», возглавленный руководителем центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ПП РО Еленой Пригодич, представлял собой научное осмысление обозначенной темы. После обеденного перерыва работа по этому направлению продолжилась, но обсуждение перешло от теории к практике — о своем опыте начали рассказывать сами учителя.

На секции выяснилось, что на местах учителя самостоятельно сделали акцент на нравственную сторону курса ОРКСЭ, прививая ученикам стремление делать добро и духовную зоркость самыми разными способами — это и акции в детских домах, и подготовка подарков для выпускников-военнослужащих, и изучение евангельских сюжетов.

Участники секции пришли к выводу, что накопленный на местах опыт нужно использовать — обобщать, описывать, публиковать, и выразили желание организовать рабочую группу по Красноярскому краю и подготовить специальный сборник материалов, посвященный теории и практике нравственного воспитания.

К схожим выводам пришли и на секции «Педагогические исследования в области духовно-нравственного воспитания», которую провела методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ПП РО Юлия Костюченко.

Участники секции выяснили, что на местах проводится множество успешных исследований в данной области, однако результаты не получают должного распространения. В связи с этим поступило предложение привлекать учителей к участию в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», который помог бы им продемонстрировать свои достижения на краевом уровне.

Большой интерес у собравшихся вызвали выступления победительниц конкурса «За нравственный подвиг учителя–2014» — доклад о неразрывной связи нравственного и физического воспитания, представленный учителем школы № 9 города Минусинска Еленой Метелкиной, и доклад о проекте «Мир глазами подростка» педагога-психолога кадетской школы-интерната поселка Кедровый Ольги Андрущенко. Психолог рассказала о том, как вовлечение «трудных» подростков в исследовательскую деятельность помогает им найти свое место в жизни и в обществе.

О необходимости обобщения опыта и предоставления его в открытый доступ говорили и на секции «Духовно-нравственное развитие личности», возглавленной директором Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андреем Бардаковым. В работе секции участвовали учителя-практики, и каждый представлял свой, реализуемый на практике подход к развитию нравственных установок учащихся в разных учебных заведениях и разном возрасте, включая даже и детские сады.

Во второй части секции велось очень активное и плодотворное обсуждение конкретных способов работы с детьми, а среди докладов просто невозможно было выбрать один лучший или ценнейший — настолько емкими они оказались, — отмечает Андрей Бардаков в интервью сайту kerpc.ru.

В актовом зале Института повышения квалификации прошла презентация опыта преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» под руководством старшего преподавателя кафедры общественно-научных предметов и методик их преподавания КК ИПК и ПП РО Ольги Зеловой, где учителя со всего края продемонстрировали свои педагогические наработки.

Кроме того, в рамках второго дня Чтений в здании Института прошел семинар методиста по истории и обществознанию издательского центра «Вентана-Граф» (г. Москва) Ирины Поповой, на котором были рассмотрены особенности реализации курса ОРКСЭ, формирования универсальных учебных действий с использованием новейших учебно-методических материалов по предмету.

Всего в Институте повышения квалификации в этот день побывало около 240 человек, что почти вдвое превышает прошлогодний показатель, а помимо регулярных посетителей Чтений в этом году было очень много новых участников и слушателей, и, что особенно важно, множество учителей-практиков.









См. также:

Пленарная часть направления «Церковь и образование» прошла в институте повышения квалификации работников образования

Митрополит Пантелеимон и Епископ Филарет возглавили семинар «Основы православной культуры в светской школе» направления «Церковь и образование»