Новости, Проповеди

Архипастырь: Верующим смерть не страшна


4 апреля, в праздник воскрешения праведного Лазаря (в Лазареву субботу), по окончании Божественной литургии в Михаило-Архангельском храме города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— О чем люди вообще стараются не думать? Люди стараются не думать о смерти. И только души, охваченные дьяволом, стремятся к ней. Поэтому Церковь этих людей не отпевает, ибо дьявол забирает их души в ад. Почему люди не думают о смерти? Потому, что они живут на Земле и пользуются дарами Господними — воздухом, солнцем, возможностью любить и продолжать свой род, цветами и утешением в боли, выздоровлением от болезни. Но кажется, что потом, за гробовым порогом, наступает тьма. Та яма, в которую погружают по нашему обычаю тела усопших, или тот огонь, на котором сжигают тела в некоторых конфессиях и народах.

Об этом с сомнением задумывались и две тысячи лет назад те, кто пришел оплакивать Лазаря, брата Марфы и Марии. Что там будет за гробом, откуда мы знаем? Тем более они не ожидали, что воскрешение к жизни может произойти от Иисуса Христа. Ведь многие из них ненавидели его, еще несколько дней назад, до его пришествия к иудеям, они хотели его убить. Не случайно Фома говорит: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16).

Господь пришел, чтобы показать полноту Своей Божественности, чтобы раскрыть Свою великую власть над смертью и жизнью, чтобы раскрыть доступность Бога человеку, а человека — Богу, чтобы восстановить утраченные взаимоотношения между Создателем и родом людским. Он делает все это, зная, что через несколько дней Он будет претерпевать страдания, муки, распятие и смерть. Знал Он и то, что Сам воскреснет, но человеческое его естество трепетало, человеческая Его суть была все равно охвачена переживаниями перед смертным часом. Поэтому перед началом Страстной седмицы, дней страстей Господних, мы с вами в Субботу вспоминаем воскрешение четверодневного Лазаря. Когда Господь пришел и сказал сестре усопшего, Марфе, что воскреснет ее брат, то как верующая она ответила: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24). О чем и мы с вами знаем — что восстанем из гробов к последней трубе, когда Господь придет судить грех вместе с верующим народом.

Но мы сегодня знаем и о бессмертии своем, и верующим, особенно христианам, смерть не удивительна и не страшна. Она является предметом ожидания и напоминанием о возмездии каждому из нас за наши грехи, и призывом к покаянию. Чтобы не было возмездия, Господь дает нам покаяние и отдает Свою плоть и кровь в святом Причастии. Сестры еще не понимали до конца, что произойдет через мгновение воскрешение Лазаря. А Господь говорил прямо, не скрывая, что это свершится. И когда Он произносит: «отнимите камень» (Ин. 11:39) с этой погребальной пещеры, отвечает сестра умершего: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:39). Однако послушались Господа, и что сделал Иисус? Он обратился как человек к Отцу Небесному. Сам Отец был в это время со Христом. Но чтобы мы видели верующего Бога, чтобы знали, что нужно искать подкрепления своим намерениям и решениям, испрашивая помощи у Всевышнего, у Господа, который создал нас, Он молится, а затем восклицает: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). И вышел, говорит евангелист, обвязанный по рукам и ногам погребальным саваном, и платком. И слова Христа: «развяжите его, пусть идет» (Ин. 11:44). И отдал и Марфе и Марии брата их.

Немало иудеев стояло и видело это. Но окаменевшие сердца ничему не научились. И следующий их возглас будет, на вопрос Пилата в отношении Христа: «распни Его!» (Мк. 15:14). Господь знал и это.

Чтобы сердце принимало чудо Божие, должна быть вера. А чудо совершается участием Божества и человека, участием человека через молитву. Здесь Господь открывает нам очень много правды о взаимоотношениях с Ним. Что горячая молитва и вера совершает такое для Господа естественное явление, как воскрешение Лазаря, но для нас, людей, слабых и подчас и грешащих и грешных, является чудом. Господь показал всю Свою божественную власть и любовь. И видящим чудо осталось только принять Христа и воскликнуть «осанна сыну Давидову!» (Мф 21:9). Они будут кричать «осанна», когда он будет входить в Иерусалим, с этого и начинается вербное Воскресенье или Вайи. А затем ведь не скажут они, что это Царь славы с ними, а скажут: распни его, отдай нам разбойника.

А что же нам, верующим, православным, в XXI веке говорит эта суббота? Что она нам раскрывает? На что указывает нам Господь этим чудом перед верующими, следующими за Ним? Он, не упрекая нас, раскрывает нам нашу несостоятельность, которая проявляется в минуты нашей слабости, когда мы согрешаем, когда мы проявляем черты не человеческие, а сатанинские, в виде гордости и гордыни, злобы и ненависти, когда подвергаемся собственному желанию сознательно совершать зло. Это и есть те узы, из которых трудно выйти без помощи Господа, который сказал снять с Лазрая все погребальные эти ткани, которые его связывают. То есть снять то, что опасно для нас и смертно, что против Господа, что против нашей веры и свободы, что называется грехом.

Без Христа человек, действительно, подвержен времени и смерти. А с призывом имени Господня, участием Господа в нашей жизни, нам открывается свет Божий и свет солнечный. Нам открывается дорога к жизни и спасению. Потому что, узнаем мы, смерти нет. Есть Бог и человек. Есть грех и ад, и новый человек. И чтобы не наследовать ад, необходимо слышать голос Божий, который есть наша вера, ведущая к Богу. И мы эту веру должны укреплять. Укреплять так, как старались укреплять Марфа и Мария, которые плакали над своим братом, и ответили через горе: знаем Господи, что воскреснет.

Но Господь показал, что воскресение может быть каждый день. Воскресение нашей души, нашего сознания и нашей жизни. Мы каждый день воскресаем, когда обращаемся к Господу с благодарением или просьбой, когда обращаемся к Господу в горести или в радости, когда обращаемся, молясь друг за друга, за близких и дальних, и за тех, кто уже не с нами, а в вечной жизни. Тогда происходит ежедневная Пасха, и жизнь торжествует. А покаяние, которое дано нам, выводит нас голосом Господа к свету и к жизни. И стоя на пороге Вербного Воскресенья, а за ним Страстей Господних и Пасхи, исходя из храма в этот день, сейчас, мы должны унести в своем сердце великий свет жизни. А если мы будем помнить, что и во Христе наша жизнь, то мы с вами — в Царстве Божием, мы — в бессмертии. И тогда, действительно, не о смерти нужно думать, а нужно думать о покаянии и о стремлении к своей личной святости, чтобы не разлучиться с Господом никогда. Как стремились к Нему две сестры и Лазарь, которого Господь любил, и который получил вторую жизнь на Земле.

Господь совершает великие чудеса с мертвецами нашими, которых мы спешим унести на кладбище. Для чего Господь это делает? Он напоминает неверующим об этой Лазаревой Субботе. О том, что им не избежать ответственности и не выйти из тьмы, если не примут Христа.

Аминь.