9 октября, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II), в день памяти святого Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989), по окончании Божественной литургии в Благовещенском монастырском соборе Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди:
— Сегодня, братья и сестры, мы, как верующие люди, можем себя спросить: «Как мы чувствуем своим сердцем, что Бог есть?» Для некоторых это очевидно — Господь с нами, и нет такого вопроса. Но для тысяч людей, которые живут вместе с нами в Красноярске, на Земле, особенно молодых людей, увлеченных потоком жизни, остается вопрос — как узнать, где же Бог? И никто в мире не даст ответа, кроме Иоанна Богослова, написавшего Евангелие и послания.
Но самое главное для верующего человека — живем ли мы так, как Господь нам завещает? Или мы крестимся, молимся, причащаемся, но далеко стоим от Господа? Тогда мы не спасаемся, а направляемся прямо в ад, осуждая самих себя, неверных служению и неверных Причастию.
Иоанн Богослов в сегодняшнем чтении Евангелия говорит удивительные, простые слова о том, как мы испытываем присутствие Божие. И мы говорим о том, что любовь и терпит, и милосердствует, и прощает. И что на людей, которые живут не в Господе, нет закона, потому что у них нет преступления. Каждый теперь может себе ответить — близко он к Богу или далек от Него. Если мы носим в сердце скорбь и обиду, зависть, ревность, если гневаемся, осуждаем — далеко стоим от Господа. Но Господь нас не покидает.
Иоанн Богослов говорит о том, что Бог есть любовь. Это высшее откровение о Господе. Он есть любовь, которая принимает нас таковыми, какие мы есть. Злыми и добрыми, больными и грешными, маленькими детьми и стариками, Он принимает нас. А мы должны проверить себя, и особенно свою любовь к своим обидчикам, неприятным нам людям, врагам. Мы должны просить Бога, чтобы он дал нам эту любовь, чтобы мы могли побеждать эту злобу.
Вот классический случай — сын выгнал мать. Он женился, и его жена так скомандовала. И теперь мать, образованный человек, живет на вокзале. Нашелся добрый человек, который решил помочь ей, но она сказала — ничего не надо делать, Матерь Божия управит, я давно не сержусь на него, и лишь плачу о его погибели. И она молится за свою внучку и за злую невестку. Вот это любовь. И когда мы испытываем сострадание к израненному животному, и к самой Земле — это любовь.
Об этом нам говорит Иоанн Богослов. Без любви мы никогда не войдем в Царство Божие. Но это и самое сложное в христианской жизни и нашей вере. Поэтому мы и просим Господа: «ни любви, Господи, не имеем, ни послушания, слабые молитвы наши и хоть какие-то добрые дела зачти нам, чтобы не попасть нам в ад». И этим самым мы вызываем у Господа милосердие и любовь к нам, и надеемся, что спасемся.
Никто из верующих людей не каменный. Любовь живет в наших сердцах. Настолько, насколько мы ее можем держать в своей душе. И стремиться к ней. А это, оказывается, нелегко. И каждый день, утром и вечером, мы должны спрашивать у Господа — угодили ли мы тебе, Господи? Не гневались ли на кого понапрасну, а даже и заслуженно? Сумели победить в себе раздражительность и неприязнь? Сумели понять свое недостоинство и в самом недостойном человеке увидеть его величие и достоинство больше нашего? И вся наша жизнь христианская посвящена тому, чтобы любовью Божией побеждать в себе все злое, что диавол нам внушает, и почувствовать присутствие Бога, а значит Царства Божьего и жизни вечной. И дай Господи всем верующим православным на Земле быть любимыми у Господа Иисуса Христа, и пусть Бог хранит нас для вечной жизни, для спасения и Царства Божиего.
Аминь.