По окончании Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пятидесятнице Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня прозвучало два апостольских чтения, и первым из них было Послание к римлянам святого апостола Павла. Чему же апостол в нем поучает?
Мы часто слышим: «Человек сильный духом», «Человек, сильный телом», «Человек, сильный терпением»… А подчас говорят: «Слабый человек, не может чего-то достичь, добиться…». Иными словами, категории силы и слабости по-разному проявляют себя в человеческом обществе. Апостол Павел же поднимает вопрос о силе духа, и том, где этот дух может быть действительно могучим, исправляющим даже вселенную.
Мы прославляем героев труда, войны, в особые дни вспоминаем сильных духом людей, которые терпели страдания в застенках и концлагерях. Также люди в болезнях различных проявляют силу духа и в наши дни. Такие люди действительно достойны нашего внимания.
Но апостол Павел не говорит об этих людях — не о первых, ни о вторых, ни о третьих. Он говорит о христианах, и обращается ко христианам. И начинается сегодняшнее зачало словами: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1). О какой силе говорит Господь через апостола христианам? Это было время, когда гонения за гонениями обрушивались на христиан, были притеснения и убийства… Когда языческий Рим жестоко расправлялся с последователями Иисуса Христа.
И вдруг апостол говорит христианам такие удивительные слова, призывает их подражать Спасителю: «Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим. 15:3). И оканчивает свое наставление великий апостол призывом к размышлению о мудрости Святого Евангелия, о божественных словах: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).
Как и в наши дни, одни христиане шли за Господом твердо, непоколебимо, без страха перед гонениями, смертью, убийствами, пытками, терзаниями. Другие мужественно боролись со своими грехами. А были и те, кто боялся гонений, даже поста, уступал греху — и это среди христиан. Среди верующих есть и сильные духом, и слабые, но все они Христовы. И кто силен духом, не суди и не осуждай слабого, но молись о нем, как за себя. И не только молись, а и помогай, чем можешь, не отталкивай, если ты не видишь и не знаешь ничего о грехах и грехопадении того или иного христианина. Потому что если ты принял Христа, так как Он принял мир — а Спаситель не Себе угождал, а принял смерть за всех людей мира — то тогда не гордись, и не думай, что своей силой и верой имеешь право отвергать или обходить слабого. А если так, то ты станешь достоянием самого слабого — ада и диавола, а диавол слаб, так же, как и грех.
Второй смысл этих слов в том, что весь мир перед Христом слаб. Вот наш город Красноярск, прекрасный и любимый: сколько православных христиан сегодня было в храмах? Ну, кто-то дома молился. Но мы сегодня просили мира и процветания всем живущим людям, независимо от того, любят ли они Христа и, значит, нас. Мы превосходим чувства презрения и обиды, ненависти и отмщения, мы просим Господа вразумить слабых, немощных людей, подверженных смерти. В Судный день они не смогут, как мы, встать перед Богом, потому что их слабость, выраженная в греховности, уводит их от Спасения. Но мы же не хотим, чтобы хотя бы один человек на земном шаре не заслужил бы в Судный день Божией милости?
В семьях в наше время есть те, кто против Бога идут, отвергая Спасительную силу Господа. Мы и сами иногда падаем в немощи, от осуждения до других грехов, которые знает Бог. Но нам дана сила — сила прощать, и главная сила — любовь к людям, особенно к тем, кто ненавидит нас за веру нашу!
Итак, вы, сильные, носите немощь слабых!
Апостол также говорил христианам, что они победят языческий Рим, что их кровь и смерть за Христа приведут их к жизни вечной и Спасению — и Римской империи, и всего земного шара! Раскрывая преимущества христиан как сильных, он приводит пример Иисуса Христа, ибо без Христа мы никто и ничто. Если мы не следуем примеру Господа Иисуса Христа, то наша вера напрасна, и мы слабы. Поэтому все остальные веры, что есть на Земле, это веры слабости, греха и немощи. Ибо если нет Христа, то нет и твердости убеждения в правоте своих верований. У христиан это есть.
Апостол призывает нас собираться и рассуждать о Писании. Христиане должны размышлять о своей вере. Они должны задавать вопросы и отвечать на них, как могут, чтобы через этот соборный разум открывать для себя зерно Спасения и убеждение в правоте веры. Это даже упрек нашим дням, да и всем временам: часто после Причастия идут несколько человек, и можно слышать сплетни, о ком угодно и о чем угодно, осуждение или злорадство, и многое что другое.
Спрашивается: где сила веры, которая должна обуздать эти качества и чувства? Где сила веры, которая должна помочь побеждать в себе, что нас уничтожает, пробудить наше достоинство и благородство как христианина? И чтобы мысли наши давали возможность предоставить самим себе отчет в правоте нашей веры, мы должны быть убеждены в том, что через общение, через слышание и слушание мудрости братьев и сестер по вере, мы приходим ко Христу. А эталоном является Святое Евангелие и апостольские послания, ну а в наши дни это огромный материал: жития святых, мудрость святых, примеры лучших братьев и сестер по вере, что и дает нам радость веры, и мужество оправдывать себя в покаянии и уповать на силу нашей молитвы за весь мир и за самих себя.
Вот что христиане должны делать — все время укреплять силу духа. Тогда становится понятно, почему в XX столетии так много людей погибло за веру: монахов, священнослужителей, крестьян, военных, рабочих… Так много погибло людей в концлагерях и ссылках, но от веры они не отступились, и вера победила. Это уже наша история.
Еще есть и другая опасность у христиан — раболепствование перед Богом и верой. Когда человек ничего не хочет знать, он постепенно погружается в веру мрака. Он признает Господа Иисуса Христа и Матерь Божию, отдается в их волю: «Спасайте меня!». А сам незаметно становится судьей и палачом миру, вместо того, чтобы быть ангелом миру, самому себе и вечности, мужественно переносить все те скорби по вере и скорби по жизни, которые бывают, и помнить, что силой духа побеждается все, что разрушает человеческое счастье, путь к жизни и самого человека.
И тогда ясно, что в словах апостола: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1) — говорится о мужестве. И будьте же такими стойкими во веки веков! Аминь.
Храни вас всех Господь и Матерь Божия!