17 января в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников образования (КК ИПК и ППРО) состоялась работа секции «Взаимодействие образования и Церкви в решении задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации» в рамках направления «Церковь и образование» XVII Красноярских краевых Рождественских чтений.
Модератором секции выступил член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель исполнительной дирекции Чтений Андрей Бардаков. В своем выступлении он представил итоги интерактивно-дискуссионных презентаций модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики», проведенных в рамках проекта «Развитие православной культуры в светской школе» при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива». Участники секции сошлись во мнении, что зачастую разъяснительная работа на местах — уже достаточное условие для повышения процента выбора ОПК среди учеников, в силу плохой осведомленности о предмете среди родителей, учителей и руководства школ.
Продолжилось заседание секции докладом штатного священника храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) поселка Степной иерей Олег Курзаков об истории религиозного образования в светской школе вплоть до настоящего времени. Клирик обозначил тенденцию к возрождению духовно-нравственного просвещения в общей школе.
Тему истории развил настоятель Трехсвятительского храма города Красноярска протоиерей Владимир Гашков, приведя примеры из жизни святых I веков и новомучеников в контексте сохранения церковных традиций. Ключевой идеей выступления стало превосходство традиции, формирующейся на протяжении веков и постоянно обновляющейся, над идеологией, насильственно насаждаемой со стороны.
Штатный священник Христорождественского храма г. Красноярска, помощник благочинного Правобережного округа церквей по образованию, духовник Красноярской православной гимназии иерей Максим Воронцов сопоставил современные тенденции в образовании с учением святителя Феофана Затворника. Одна из ключевых проблем сегодня, по мнению докладчика — приоритет экономических потребностей над образовательными.
В докладе православного семейного и детского психолога духовно-просветительского центра при Трехсвятительском храме города Красноярска Марии Вальтер было обозначено личностное различие воспитанников общеобразовательных школ и православных образовательных учреждений. Преимуществом православного воспитания был назван нравственный стержень, делающий человека более устойчивым в кризисных ситуациях.
Секретарь Комиссии по работе с подростками на приходах Миссионерского отдела Красноярской епархии, начальник штаба Епархиальной дружины разведчиков «Мангазея», штатный священнослужитель Никольского кладбищенского храма города Красноярска диакон Сергий Смоляков обозначил особенности миссионерской работы среди подростков в современных реалиях, особо подчеркнув роль дружин православных разведчиков. В ходе обсуждения доклада директор красноярской Сергиевской православной гимназии Нелли Киссар отметила значение непрерывного православного образования, продолжающегося и после начальной школы.
О тяжелых последствиях ошибок при социализации подрастающего поколения рассказал преподаватель-организатор Основ безопасности жизнедеятельности Красноярского техникума индустрии гостеприимства и сервиса Григорий Бухарин. Непререкаемые ценности способна дать только Православная Церковь, и потому важно налаживать взаимодействие образовательных организаций с ней, в том числе и в вопросах социализации, — резюмировал Григорий Сергеевич.
Об интересном опыте взаимодействия прихода с образовательной системой рассказал штатный священник Знаменского храма города Дивногорска иерей Алексий Руминас. Знаменский приход начал духовное окормление студентов «прямо с общежития» — совместные мероприятия и сотрудничество на уровне руководства образовательных учреждений проходили уже позднее, тогда, когда отстраненность и настороженное отношение к священнослужителям были уже устранены путем личного общения. Итогом доклада стала мысль о том, что духовно-нравственное воспитание должно реализовываться комплексно, а курировать его должен приход, объединяя деятельность в этом направлении различных образовательных и культурных организаций.
Катехизатор прихода Казанского собора города Ачинска Оксана Кузнецова обратила внимание участников секции на значение внутреннего состояния педагогов и родителей при воспитании молодежи. Дети берут пример со взрослых, а потому и взрослые должны ориентироваться на примеры — Иисуса Христа и святых Церкви. В завершении доклада Оксана Николаевна отметила ценность преподавания ОПК и ОДНКНР и рассказала о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при посещении родительских собраний по выбору модуля ОРКСЭ в школах.
В завершение модератор секции Андрей Бардаков поблагодарил докладчиков и участников секции, и напомнил, что законодательные и административные условия для соработничества Церкви и образования созданы, а возникающие на местах вопросы можно и нужно решать, в том числе разъясняя культурологическую суть православного образования в школе.