17 января, помимо экспертной дискуссии и секции «Взаимодействие образования и Церкви» в стенах Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ПП РО) прошли еще 5 площадок в рамках направления «Церковь и образование».
В работе тематических секций приняли участие работники сферы образования, представители духовенства и студенты вузов Красноярского края и Томской и Кемеровской областей.
На секции «Духовно-нравственное развитие в условиях профессионального образования» докладчики обсудили, как повысить качество духовного и личностного роста студентов и учащихся — будущих специалистов в различных профессиональных сферах. Особое внимание было уделено теме семейных ценностей. Среди проблемных вопросов, поднятых на заседании, были неготовность многих преподавателей к открытому разговору о духовности, а также тенденция увлечения молодым поколением так называемой «около-религиозной духовностью», нью-эйджем.
«12 профессиональных докладчиков представляли разные образовательные учреждения края. Этой площадке — быть, ее нужно развивать, у нас очень много работы в будущем», — подчеркнула руководитель секции, председатель Общественного совета при администрации Емельяновского района, помощник настоятеля Свято-Троицкого храма п. Емельяново по образованию Нина Черняева.
Масса новых идей, реализованных в ходе практики взаимодействия школ с церковными и светскими учреждениями и структурами, прозвучала на секции «Приобщение к основам православной культуры».
Ведущая секции, директор средней общеобразовательной школы № 2 имени А.Ю. Гагарина г. Дивногорска Ирина Ерошкина отметила активность присутствовавших представителей педагогического сообщества: «У всех есть глубокое понимание того, что если бездействовать — изменить невозможно ничего. Самое главное — видеть результат. Пусть не сегодня, пусть завтра, но этот процесс начат. Сейчас в работу включаются родители, что удваивает ее эффективность».
Перспективы продолжения изучения материалов курса ОРКСЭ в рамках других предметов обсуждались на секции «Предмет «„Основы религиозных культур и светской этики“ (ОРКСЭ): новый опыт обучения, актуальная проблематика, перспективы», возглавляемой старшим преподавателем кафедры общественно-научных дисциплин и методов их преподавания КК ИПК и ПП РО Ольгой Зеловой. Докладчики рассказали о существующих региональных методологических ресурсах, обсудили сочетание урочной и внеурочной деятельности и возможности использования методов визуализации учебного материала в преподавании курса ОРКСЭ.
Участники секции «Практики духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в воскресных школах» попытались объединить и подытожить опыт различных приходов во взаимодействии педагогов, учащихся и родителей школьников. Ведущими секции выступили методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ПП РО Мария Тукалова и штатный священнослужитель Христорождественского храма г. Красноярска, учитель музыки Красноярской православной гимназии диакон Александр Силюков.
Один из докладчиков, настоятель Петропавловского храма г. Ужура протоиерей Павел Третьяков в интервью сайту kerpc.ru отметил: «Я почерпнул колоссальный опыт для себя как для настоятеля прихода. Такие встречи надо продолжать, мы должны друг друга обогащать опытом взаимоотношения Церкви, родителей и детей».
Многочисленных участников собрала в актовом зале Института повышения квалификации секция «Новая предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ (ОДНКНР): опыт введения в практику общего образования». Выступающие и слушатели поделились опытом преподавания ОДНКНР, рассказали о связанных с ним образовательных проектах, обсудили возникающие трудности.
«Сегодня был представлен опыт интеграции темы духовно-нравственного воспитания в школьные предметы через искусство, литературу, историю. Опыт талантливых, ярких, смелых педагогов, которые уже сейчас могут высказывать свое мнение, они известны в крае, — рассказала руководитель секции, заведующая Центром воспитания и гражданского образования КК ИПК и ПП РО Елена Пригодич. — Ответы на трудные вопросы педагогов были представлены, и от этого можно отталкиваться дальше, помогая педагогам научно-методическим сопровождением».
Начатое на этой секции обсуждение решено продолжить с участием педагогов на других образовательных мероприятиях, которые пройдут в 2017 году в Красноярском крае, чтобы разработки затем были сведены в единую систему и были доступны школам.
Добавим, что завершился второй день работы направления «Церковь и образование» награждением участников регионального этапа XI ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2016 г.), занявших вторые и третьи места, и подведение итогов.
На подведении итогов к участникам направления обратился руководитель исполнительной дирекции Чтений — член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков, который отметил: «Люди хотят сделать Чтения лучше, у них масса идей. Тема духовно-нравственного образования перестала для них быть чужой, а для кого-то даже стала родной. Социокультурный запрос, который есть в обществе, осознан: школа должна двигаться в направлении церковно-общественного диалога».
Участники вышеназванных секций тепло отзывались о проведенных 16 и 17 января дискуссионных площадках, круглых столах, секциях и встречах. В частности, прозвучало мнение, что сегодня Церковь является единственным социальным институтом, который может объединить вместе людей разных профессий, взглядов, поколений, и без ее участия в образовательных процессах невозможно создание человека нравственного, духовно богатого.