13 февраля Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ответил на вопросы студентов Красноярского государственного аграрного университета. Публикуется в сокращении.
— Как вы относитесь к атеистам?
— С жалостью и в то же время с уважением к их свободе. С жалостью, потому что они отделяют от себя право взять ответственность за жизнь. Ладно, если атеист использует хорошие философские законы морали и нравственности (хотя бы Канта), а если Ницше? Такое атеистическое знание приближает человека к отрицанию морали и обесцениванию человеческой жизни.
— Что лично для вас значит институт семьи?
— Семья есть радость жизни и счастья, где мы учимся практическому использованию дара жизни.
Это высшая форма дарования человеку, его лицо. Там и Бог, и любовь, и хлеб на столе. Семью надо беречь от чужих глаз, злого уха и собственного языка и хранить семейные тайны, потому что это святыня. Мы должны всегда об этом помнить.
— Всегда ли нужно держать пост?
— Пост надо держать, когда рекомендует Церковь. Пост — это не приказ, не насилие. Это добровольное согласие с самим собой для собственного воспитания воли. Нужно быть мужественным человеком, чтобы принимать решения.
Пост помогает нам побеждать в себе всю безнравственность, давать оценку: «Что я делаю? Чего я стыжусь? Почему я так мыслю? В чем моя слабость?».
Пост дает возможность не только каяться, но и покаянием изменить свою жизнь, проверить себя: «Смогу ли я себя изменить так, чтобы быть лидером, примером для окружающих?».
— Как бороться с ленью?
— Перекреститесь и скажите: «Господи, уничтожь мою лень, дай мне трудолюбия». Если сто раз так скажите, будете трудиться. С ленью нужно бороться, хотя это не самый страшный порок.
— Как вы относитесь к современным гаджетам — компьютерам, телефонам, электронным сигаретам?
— Все, что мы используем себе на уничтожение, — из области беснования.
Когда человек воспитан в нормах, то гаджеты вреда не причинят. Мы сумеем сделать так, чтобы они нам не навредили. А электронные сигареты, как и прочие дурные привычки, ведут к смерти.
— Некоторые родители не хотят крестить ребенка. Они считают, что он в процессе взросления сам выберет для себя религию. Что вы думаете по этому поводу?
— Во-первых, родители вольны поступать по своей свободе. Но по апостольскому определению и традиции Церкви знание о вечной жизни говорит нам, что без Христа мы никто. При зачатии ребенок получает Дух Божий, однако рядом ходит и темный дух. Церковь всегда крестила младенцев, поскольку мир злобы всегда выступал против христиан.
Мы должны дать ребенку иммунитет, освобождающий от рабства первородного греха, и восприятие покаяния, изменение самого себя во спасение.
— Обязан ли верующий человек ходить в Церковь?
— Да. Верующий человек принадлежит Церкви.
Дома надо тысячу раз произнести Иисусову молитву, в храме — один раз со всем народом.
— Когда человека просят о помощи, и он помогает, значит ли это, что им пользуются?
— Нет. Если меня просят о помощи, и я могу помочь, это мое счастье. Я обязан. Я рожден, чтобы помогать.
— Каким образом нам как детям благодарить своих родителей?
— Просто их всегда обнимать, целовать и никогда не видеть в них недостатков.
Мы в молодости часто думаем: у друга родители лучше, а мои — захудалые. Нужно знать, что родители — самые лучшие люди на свете, даже если они не подают хороший пример. Я не видел родителей-наркоманов или алкоголиков, которые хотели бы, чтобы дети следовали по их стопам.
Здесь должно быть послушание. Когда родители говорят: «Не кури, не пей», — это действительно их опыт и желание сыну или дочери быть лучше.
— Не только у молодежи, но у людей в целом начинает пропадать цель как личная, так и массовая. Это ведет к тому, что люди учатся без желания, потому что не знают, зачем. В деревнях многие спиваются из-за того, что цели нет. Как людям поставить перед собой цель и захотеть ее достичь?
— Очень правильный вопрос. Я его обычно называю кровавым. Почему? Как священнослужитель я часто бываю в сельской местности и вижу то, что вы сказали.
В чем причина? В историческом процессе воспитания и бытия нашего народа. Первое — ложь и бесчеловечность внутренней политики, политиков, финансовых воротил, которые не щадили свой народ.
Здесь все зависит от руководителей. Людей нужно возвращать к коллективному труду, помочь им стать производителями, востребованными государством и обществом.