Новости

Красноярский священник в радиоэфире рассказал, как соблюсти Великий пост


В эфире программы «Символ веры» на «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) о Великом посте рассказал председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Красноярской епархии, настоятель Никольского храма села Кузнецово, штатный священник Покровского кафедрального собора Красноярска протоиерей Сергий Мясоутов. Публикуется в сокращении.

ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня мы беседуем с протоиереем Сергием Мясоутовым. Батюшка, наша беседа проходит в канун Великого поста. О нем уже много говорится и пишется, но все-таки хотелось еще раз об этом поговорить. Скажите, в чем заключается его суть?

СМ: Не за горами то благоприятное, Богом нам дарованное время, когда каждый из нас может расстаться с делами, которые приносят суету в его жизнь, и с вниманием и благоговением постоять на страже своей души. Это время мы называем Великим постом.

В чем суть поста? Во-первых, он уже в V веке упоминается святыми отцами в память о том, как постился Иисус Христос.

Великий пост предваряет праздников Праздник и Торжество из торжеств — Пасху.
Суть поста не только в ограничении себя в потреблении гастрономических изысков и блюд. Пост в христианском понимании — это не просто телесное воздержание. Прежде всего, это воздержание человека от увеселений, развлечений. Это возможность и потребность потратить свое драгоценное время на то, что принесет пользу для души.

Великий пост — время задуматься, что первичнее в человеке, что ценнее с точки зрения вечности. И это, конечно же, душа.

ДВ: Отче, мне приходилось слышать в Церкви, что православные поздравляют друг друга с постом. То есть это действительно не столько испытание, сколько радостное время?

СМ: Да. Как гласит одно песнопение: «Постимся постом приятным».
Пост — лекарство для человека. Это средство, которое помогает ему увидеть себя, перебороть, объявить войну себе, своим страстям, грехам, порокам. Действительно, как больной радуется дефицитному лекарству, которое облегчает ему жизнь и дает возможность исцелиться, так и каждый христианин воспринимает пост как некое спасительно средство для себя. Поэтому здесь есть место и для радости, и для духовного ликования.

ДВ: Не секрет, что многие воспринимают пост как отказ от животной пищи или даже диету. Приходилось слышать: «Ем до поста и потом похудею». Не знаю, мне ни разу не приходилось худеть во время поста, даже наоборот. Как связан отказ от животной пищи и делание добродетелей?

СМ: Есть замечательная поговорка: «Сытое брюхо к учению глухо». Когда мы наедаемся, у нас добродетели нет. Нам бы только до дивана доползти.

Святые отцы не зря рекомендовали человеку встать из-за стола чуть-чуть голодным. Кто это соблюдает? Как правило, единицы. Мы все страдаем тем, что едим. Каждый на собственном опыте заметит, что еда должна быть как некая «подзарядка», прилив жизненной энергии. Как правило, получается наоборот. Когда мы наедаемся — глаза слипаются, веки засыпают, ум перестает что-то воспринимать, вся кровь отходит на желудок, чтобы обеспечить его работу, и т.д.

Поэтому пост в христианской аскетике занимал всегда очень важное место. Он давал возможность духу чуть-чуть восстать над нашим чревом. Не зря преподобный Иоанн Лествичник с некой иронией написал в одной из своих лествиц — «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве». То есть, оказывается, чрево человеческое может стать господином самого человека.

Должно быть воздержание, умеренность в еде. Бывает, что постное едим в количестве двойных или тройных порций. Поэтому и набираем лишние килограммы. Должно быть трезвомыслие и рассуждение, тем более что каждый диетолог скажет, что человеку достаточно небольшого количества пищи.

ДВ: Отче, как проходит пост в вашей семье?

СМ: Я открою один секрет: один из сыновей очень редко ест мясо, поэтому пост для него не подвиг и не проблема. Второй еще маленький, и младенцам по снисхождению Церковь благословляет вкушение непостной пищи. А все остальные стараются поститься, соблюдать.

К посту тоже нужно прийти. Иногда люди приходят и спрашивают благословения на то, чтобы не поститься. У нас у каждого своя жизнь, нагрузка, труды. Бывает так, что человек, находясь на тяжелой работе, служа в закрытых учреждениях, не может соблюдать пост в той мере, в которой можем соблюдать его мы. Таким людям Церковь благословляет отхождение.

Главное — духовная составляющая. Отказаться не только от каких-то лакомств, а еще и от гнева, осуждения, раздражения. Не зря в храмах читается замечательная молитва преподобного Ефрема Силина: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Эта молитва есть обращение к Богу о том, каким я должен быть, что мне нужно для того, чтобы стать истинным христианином. Не осуждать, искать бревно в своем глазу, а не сучок в глазу брата.

ДВ: Батюшка, с чего бы вы посоветовали начать человеку, который впервые решил попоститься?

СМ: Подойти к священнику, обсудить возможности своего подвига, препятствия, которые могут оказаться на пути. Подойти с рассудительностью, не нужно бросаться из огня да в полымя. Известны случаи, когда человек безрассудно подходил к такого рода подвигам, и потом последствия были печальными.

Напомним, «Символ веры» — духовно-просветительская радиопередача, призванная рассказать слушателям о вероучении и ценностях Православия, жизни Церкви и ее взаимодействии с обществом. Программа выходит дважды в месяц на «Радио России. Красноярск», записи эфиров доступны по ссылке. Ведущий — красноярский регент и композитор Дмитрий Васянович.