21 февраля, по окончании Литургии преждеосвященных Даров в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:
— Братья и сестры!
Сегодня мы совершили первую Литургию, которая носит название Преждеосвященных даров. В день Адамова изгнания, или в Прощеное воскресенье, были освящены три агнца. Один — воскресный, которым причащали верных в воскресенье, а два — на среду и пятницу, для Преждеосвященных даров.
Появление Литургии Преждеосвященных даров связано с именем Григория Двоеслова (ок. 540–604). Этот святитель был епископом Рима, еще до разделения Церкви на Православную и Католическую. В то время уже закончились гонения на христиан, и древние христиане причащались каждый день. Им раздавали тело Христово, и они уносили его в дом и хранили в глубокой тайне. Утром же, после первых слов молитвы они причащались Христовых Таин, потому что каждый день ждали возобновления гонений и хотели предстать перед престолом Божьим в святости и чистоте, ибо глубоко веровали в Царствие Божие и жизнь вечную.
Постепенно, когда положение христианства упрочилось и стали совершаться полные литургии, христиане стали переживать, что не могут во время поста причаститься тела и крови Христовой. И тогда святитель Григорий стал молиться, и Господь ему напомнил через видение о позабытой в богослужебном обиходе Литургии преждеосвященных Даров. И тогда Григорий восстановил ее совершение Церковью в особые дни.
Это великая Божья благодать и великий священный дар всем верующим. Господь любит верующих, они Его дети. Он любит тех, кто ищет покаяния и очищения, кто ищет вечной жизни и кто желает жизни лучшей, светлой, наполненной любовью здесь, на Земле. А желать этого может только верующий христианин, который молится о мире всего мира, благосостоянии святых Божьих Церквей, о домашнем счастье, о вразумлении и спасении. Это доступно верующим как величайший дар Божий.
Отсюда мы видим, как беден и скуден паек у тех, кто не верует в Господа, кто не принимает Его, не обращается к Нему и не ищет помощи и поддержки.
Есть такая современная притча, времен XX века. Как известно, в Советском Союзе были гонения на Церковь, но верующие все равно были. И вот, в одной деревне, не в самой благополучной, пьющей семье, умирала старушка. Она попросила привести к ней священника, потому что чувствовала скорую смерть. А ее дети и внуки — пьяницы, поленились и не захотели искать батюшку, нашли рюмку сладкого вина и кусочек батона, и сказали, что священник приехать не смог, но передал старушке причастие. Она помолилась, как могла, и приняла причастие. И тогда вся деревня услышала пение херувимское: «И тело Христово примите, источника бессмертия вкусите». Ни один мирянин не имеет права совершать причастие, но старушка не знала об обмане, и по верее ее Сам Господь обратил хлеб в тело, а вино — в кровь Христову. Так вера простой женщины победила дьявола в своей семье, потому что испуганные дети и внуки ее прекратили пить, стали честно работать и искать в себе Господа. И по сей день, эта семья считается глубоко верующей.
В пост наша душа волнуется, поскольку мы ищем спасения, видим свои грехи и свою слабость и не знаем, как все будет, когда мы придем к Господу, и каков будет наш последний миг на Земле. А Святое Причастие снимает наши тревоги и сомнения, придает сил к молитве и труду. И мы верим — когда придет наш последний час, мы не останемся без Причастия ради спасения нашей души и верности Господу нашему Иисусу Христу и Святой Матери Православной Церкви.
Аминь.