— Владыка, летом этого года создан оргкомитет по подготовке к юбилею Минусинска. Будет ли Вы принимать участие, и что будет сделано для православия?
— Я включен в состав оргкомитета, прошло два заседания, на которых, помимо технических моментов, определяется, какие объекты будут реставрироваться, в каком объеме. Это имеет большое принципиальное значение. От Минусинской епархии заявлено два объекта религиозного назначения, это Вознесенский собор, построенный в 1908 — 1911 годах, который, к сожалению, сейчас находится в плачевном состоянии и Спасский кафедральный собор Минусинска, также предполагается разместить Духовно-просветительский центр Минусинской епархии в здании бывшей типографии.
— Епархия сама определяла эти объекты?
— Мы направили письмо губернатору краю Александру Уссу, и просили его включить именно эти объекты, мы немного больше подавали, но Сретенский храм на старом кладбище в список не вошел.
— Что пригодится вам из опыта реставрации Енисейска, и как Вы оцениваете тот результат, который получился?
— Я был переведен в Енисейск и назначен наместником Спасского монастыря в 2008 году, в самом начале реставрации. Храмы находились в плачевном состоянии. В Богоявленском соборе осталась только часть трапезной и колокольня, остатки стен Троицкого собора были подперты бревнами, чтобы они не развалились окончательно. А сейчас, после колоссальной проделанной работы, все это выглядит совсем по-другому, радует глаз, сейчас каждый видит духовное богатство города. Неслучайно владыка Пантелеимон назвал Енисейск Сибирским Иерусалимом. Но в Енисейске программа реставрации была рассчитана на 10 лет, она больше по объему, чем в Минусинске. К тому же там было федеральное финансирование и краевое.
Сейчас другие условия. Но енисейский опыт важен тем, что позволяет учесть какие-то недочеты. Надеюсь, все получится, и Минусинск вновь засияет той красотой и мощью, которая была заложена здесь нашими предками. Хочется, чтобы их наследие радовало глаз, и не нужно было стыдливо отводить взгляд от руин. Опыт Енисейска важен не только для Минусинска, потом будет 400-летие Красноярска, и край нарабатывает практику восстановления, реставрации причем, своими силами! Например, уникальный иконостас Спасского монастыря был восстановлен практическим из кучи дров. Я, когда пришел, увидел штабеля старых досок. Потребовалось много сил, чтобы привести его в то великолепное состояние, в котором он сейчас находится. Мы работали с четырьмя губернаторами! Начинали с Хлопониным, продолжили с Кузнецом и Толоконским, а заканчивали реставрацию с Александром Уссом. И сейчас восстановленный иконостас – великолепный пример старинного сибирского искусства, таких в Сибири всего два: в Иркутске и теперь в Енисейске. Надеюсь, и Минусинск к юбилею города изменится так же сильно.
— Спасский собор — сердце Минусинска, он действующий и в довольно неплохом состоянии. Что там, по-вашему, нужно сделать?
— Он закрывался на непродолжительное время и, действительно, сохранился неплохо. Есть фотографии, по которым мы можем сравнить, каким он был и как выглядит сейчас. Мы следим за его состоянием, но нужны ремонт крыши, фасада, другие косметические работы. Кстати, здесь когда-то были золотые купола и золотые кресты, кованая ограда. Сейчас идет подготовка к разработке научно проектной документации надеемся, что все наши пожелания будут учтены.
— Енисейск всегда славился колоколами, были в этом городе и уникальные. Удалось ли во время реставрации вернуть городу голос и будет ли он у Минусинска?
— Колокола были заказаны в лучших мастерских России, причем, для всех соборов Енисейска, и практически идентичны тем, которые были раньше. У Енисейска появился свой голос, прекрасный! На всех храмах есть колокола. Надеюсь, в Минусинске это тоже будет. Объем реставрационных работ пока определяется.
— Вас, с таким опытом участия в реставрационных работах, после Енисейска и Минусинска снова отправят куда-нибудь готовиться к юбилею?
— Я монах, давал обеты послушания, благословением Священного Синода и Святейшего Патриарха мне определено возглавить Минусинскую епархию и здесь очень много нужно сделать для возрождения Православия. Пока Господь дает силы, я буду трудиться на Минусинской земле.
— В последних числах прошлого года, 28 декабря, произошло очень значимое событие для верующих юга Красноярского края: восстановлена Минусинская епархия. Получается, вы — первый епископ Минусинской епархии?
— Не совсем так. Перед революцией 1917 года были попытки создать Минусинскую епархию. В «Енисейских епархиальных ведомостях» можно найти упоминание о том, что уже подбирали здание для архиерея. После революции епископом Минусинским и Усинским был владыка Димитрий Вологодский, мученик, исповедник, которого чтят минусинцы, приходят на его могилу. Архиепископ Димитрий очень многое сделал для Церкви и ее сохранения в 20-30-е годы прошлого столетия. Несколько раз был арестован, прошел ссылку и тюрьмы, а в 1937 году был замучен, убит. Знаю, что собирались документы для его канонизации. Как только выясним, где они и в каком состоянии — обязательно продолжим работу по прославлению святителя Димитрия. Я после него стал вторым епископом, почти через сто лет.
— Как вам Минусинск? Понравился город?
— Это для меня родная земля, я 10 лет был настоятелем храма Святой Евдокии в деревне Сизая. Священников знаю, территорию тоже, знаком со многими прихожанами.
— После назначения вы успели побывать во всех храмах?
— Практически во всех. Встречаюсь с прихожанами, вместе определяем, что нужно сделать. Объем работы, конечно, большой, многое предстоит восстановить и создать не только в Минусинске. Во многих районах епархии нужны и новые храмы, и священники, нужно развивать общины, чтобы они были активные, живые, чтобы люди видели возрождение православия. Православие – это не только прийти в храм и поставить свечку, это проповедь Христа. По всей территории епархии нужна большая миссионерская работа, чтобы человек приходил в храм и находил ответы на все свои вопросы.
Когда мое поколение пришло в Церковь, мы нашли свободу. Это было что-то нереальное, это был другой мир. Я был тогда молодым человеком, и для меня это был глоток воздуха, чистой воды, и потом уже не хотелось с этим расставаться. И сейчас хочется, чтобы люди приходили в храм и обретали веру, укреплялись духовно. И чтобы здесь они спасались от суеты, проблем, чувствовали Божью благодать, наполняли свою душу добром и любовью, которые нам дарит Господь.