Статьи

Что Господь сочетал, того человек да не разлучает


В редакцию часто приходят вопросы о том, как проходит Таинство Венчания. По просьбам наших читателей публикуем эксклюзивные материалы из прошлых номеров газеты «Православное слово Сибири», посвященные всем аспектам церковного венчания.

Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь (Быт. 2:18). Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).

О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос; Еф. 5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф. 19:3).

В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей (Мф. 5:31—32; 19:3—12).

О церковном благословении брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский (+107 г.). В древней Церкви форма Таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, с IV в. возникает обряд венчания, а в X в. складывается его чинопоследование.

…Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.

Когда в Церкви совершается венчание?


Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день для совершения Таинства и предварительно договориться со священником. Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные церковью дни – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Исключение составляют дни накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников. А также в продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского, в продолжение Святок – от 7 января до 20 января, во время Масленицы, а также в течение Светлой седмицы; накануне и в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября; накануне и в праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября (см. Календарь венчаний на 2014 год)

Само венчание является отдельной службой, совершаемой в церкви после литургии.

О символике обручальных колец

Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца.


Само слово «обручение», как указывает толковый словарь В.И. Даля, происходит от слова «обруч», или «кольцо», являющееся древним символом вечности. А так как цель брака есть достижение нетленного образа вечности, то и непременным условием его совершения является обмен кольцами между женихом и невестой.

Митрополит Антоний Сурожский так описывает происхождение доверительного обмена кольцами между женихом и невестой во время обручения:

«В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим.

Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество — все. И вот, когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются, потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу, раньше, чем оставить на своей руке) — когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: «Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе».

Таким образом, кольца свидетельствуют о нерасторжимости брачного союза, а «что Господь сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Эта заповедь всегда пребывала в сердцах тех, кто строил свое семейное счастье с молитвою ко Господу, а не по человеческим мудрованиям.

О чем жених и невеста возносят обеты богу во время венчания?

Когда смолкнут церковные песнопения и в храме станет тихо, священник обращает к жениху и невесте поучительное слово Церкви, которое приготовляет их к произнесению брачных обетов.

Обеты даются верующими или в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, или при молитве о помощи Божией. Нарушение обетов, данных Богу, составляет грех против третьей заповеди Закона Божия: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».

Поэтому прежде, чем будут произнесены обеты, священник вопрошает новобрачных, начиная с жениха: «Имеешь ли (называет его имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены (называет имя невесты)…» Согласие жениха свидетельствует, что отныне он готов взять на свои плечи всю ответственность за свою семью и будет заботиться и о жене, и о детях, которыми Господь благословит их союз, отныне он сознает себя главой семьи по образу Христа, являющегося Главой Церкви, по неизреченной любви к которой взошедшего на Голгофский Крест.

И следующий вопрос священника: «Не обещался ли иной невесте?» Отрицательный ответ жениха свидетельствует о его благоразумии и чистой совести, верности и готовности быть домостроителем своей семьи, как служитель Христов и домостроитель Таин Божиих (1Кор. 4:1—2): “От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным”.

Те же вопросы предлагает священник и невесте.

Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений. В христианском браке такое свидетельство является главным условием для признания жениха и невесты — мужем и женой.

«Положил еси на главах их венцы…»

Когда женихом и невестой произнесены брачные обеты, священник приступает к совершению Таинства Венчания. Как любое церковное действие, оно начинается с молитвенного прошения, призывающего благословение и милость Божию на всех молящихся. Священник вспоминает Богом благословенные браки святых праотцев и призывает на будущую семью благословение Господне, которого сподобились Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Захария и Елизавета; священник вспоминает благословение брачной четы Господом в Кане Галилейской и просит Его, невидимо предстоящего здесь, благословить союз рабов Божиих, чьи имена он громко называет и молит о даровании им мирной и долгой супружеской жизни, благословение будущим детям и благополучие всему дому.

В следующей молитве священник молит Господа сохранить брачующихся, как сохранены были в ковчеге Ной и вся его семья, как чудесно спасся Иона во чреве китовом и три отрока в пещи Вавилонской обрели в огне небесную прохладу.

Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы «утверждают основания домов» (Сир. 3:9).

И вот наступает тайносовершительная минута, когда священник возлагает на благословенную чету венцы — знамение царской власти.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и освящающий его. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (называет его имя) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака.

***

Супруг или супруга — это Божий дар


Вопрос о семье и браке — жизненно важный, особенно сейчас, когда эти важнейшие институты общества претерпевают серьезные изменения.

Как-то давно меня спрашивали о моем отношении к гражданскому браку и к детям, рожденным в таких браках. Я ответил, что такой вид отношений ни в коем случае нельзя назвать блудом, а детей, появившихся в гражданском браке, нельзя каким-либо образом отделять от других. Так я считаю и по сей день: я знаю несколько счастливых полноценных семей, живущих во Христе, но без венчания и регистрации.

Главное в семье — это чистосердечие в отношениях, готовность носить тяготы друг друга. В настоящей семье должна жить практика нравственного труда, стремления к взаимному равновесию и общему счастью. Крепкий брак — это также и внутренняя борьба с искушением, отсечение самой мысли о допустимости прелюбодеяния. Безбожие и неверие убивает это, вселяет в души развращенность, дух потребительства.

Регистрация и даже венчание брака без духовной основы ни к чему хорошему не приведет — такие горе-союзы и так в скором времени распадутся, штампы в паспорте и свидетельства их не спасут. Развратно не сожительство, развратна страсть, безудержная тяга к телесным наслаждениям.

Митрополит Пантелеимон



См. также:

Календарь венчаний на 2014 год