Проповеди

Глава Красноярской митрополии: Пост даётся нам, чтобы приблизиться к спасению

21 февраля, по окончании Божественной литургии в шарыповском Свято-Троицком соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во им Отца, и Сына, и Святого Духа.

Вновь, братья и сестры, начались подготовительные недели к Великому посту. И с 15 марта мы вступим в этот Пост, чтобы дойти до Пасхальной радости и найти от Бога добрый ответ о том, что этот пост послужит нам на пользу и спасение. Ведь он даётся не для того, чтобы мы изменили наш рацион питания. Это не модный в наше время фитнес, который нужен для красоты и здоровья тела, это не спортивное соревнование. Это время, когда мы должны заглянуть в свою душу, потому что Господь пришёл, чтобы исправить мир от греха, и мы должны задуматься: как мы сами можем исправить себя, если наш внутренний мир озлоблен, наполнен скорбью, гневом, сожалениями?

Во время поста мы теряем вес, но не только потому, что едим постную пищу, а ещё и потому, что больше утомляем своё тело поклонами и молитвами. Пост — это тяжкий труд, и к нему нужно подготовиться — физически и духовно.

Сегодня мы читали в Евангелии притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее. Кто такие были фарисеи? Они были людьми глубоко уважаемыми: учителями, философами, молитвенниками, которые учили народ как молиться и поститься. Но некоторые использовали своё положение и сами нарушали то, чему учили людей. Однако Господь не осудил всех фарисеев, ведь без людей, которые учат добру, мир не может существовать.

Второй мытарь — сборщик налогов, а в наше время его бы скорее назвали коллектором, потому что мытари того времени буквально выколачивали деньги из людей любыми методами. Причём мытарями были иудеи, которые работали на оккупировавших страну римлян — то есть люди, вдвойне презираемые своими соотечественниками.

И вот, оба — мытарь и фарисей — оказались в храме. Фарисей встал пред алтарем и сказал: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11–12). Но это была не молитва — это была гордыня, смертный грех. А мытарь, понимая, что ведёт жизнь недостойную, говорил лишь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).

В этой притче Иисус Христос задаёт нам вопрос — кто из них более оправдан перед Богом? И сам же отвечает нам, что это мытарь, который осознаёт всю свою греховность, всю свою несостоятельность, осознаёт, что через его грехи диаволу легче заполучить его.

Так и мы, современные люди, подчас живём как фарисеи. Зная заповеди, исповедуясь и причащаясь, мы при этом говорим злые слова, осуждаем ближних, осуждаем духовенство, совершаем разводы. И это воскресенье, и последующее, и последнее перед постом нужны для того, чтобы напомнить нам, верующим христианам, путь к самим себе. Имея такие примеры, мы можем задуматься о своей жизни. Что Господь осудил в фарисее? Его гордыню, самовлюблённость. Он считал себя уже столь святым, что не видел сирот и нищих, страждущих и болящих, не понимал горя человеческого. Но это была лишь бесовская гордость. Мытарь же понимал, что нарушает заповеди, и считал, что ему нет спасения. Но он искал покаяния и примирения с Господом, а значит был ближе к спасению, чем сам мог подумать.

Для этого нам и даётся пост — чтобы приблизиться к спасению. Скромность в пище же нужна для того, чтобы почувствовать голод, понять, что испытывает наша душа, когда мы не молимся, не причащаемся и не идём к Богу.

Мы должны побороть в себе всякую силу, которая делает нас равнодушными, эгоистичными, недобрыми. И мы должны прогнать всякую тоску и скорбь, вместо них у верующего должна быть молитва и упование на Бога. И тогда ваше сердце всегда будет радоваться жизни, ибо тосковать, горевать — не предназначение человека. Наше предназначение — радоваться тому, что у нас есть наша вера, и этой верой спасать себя и других: друзей и врагов, близких и далёких. И крепко веровать, что Царствие Божие есть внутри нас, и никогда мы не будем лишены жизни вечной.

Аминь.