13 сентября, по окончании Божественной литургии в красноярском Покровском кафедральном соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня в Евангелии мы читали притчу о пире, который устраивал некий царь в честь свадьбы своего сына. Он звал тех, кто, казалось бы, был достоин этого, но все званные отказались прийти на этот пир. И тогда он послал своих слуг на распутья дорог, чтобы они звали всех, кто встретится на их пути. И так и пришли люди, он вошёл, чтобы приветствовать их, и увидел человека не в праздничных одеждах, и спросил его имя, тот же молчал. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:13–14).
Что же хотел сказать этой притчей Иисус Христос? Пир означает Церковь Христову. Верующие люди видятся Господу как люди, знающие дорогу к Нему. Эта дорога пролегает через исполнение заповедей, данных Царём Небесным, пролегает через созданную Им Церковь, где любят Его и знают Его правду, где принимают слова Христа. А кто же тот человек, одетый не в праздничные одежды, возлежавший на том пиру? Он был неверующий, он не уважал Царя. Он сказал, что хочет быть спасён, он пришёл на этот праздник вечной жизни, но не потрудился надеть праздничные одежды, и не принял те, которые раздавали.
Церковь раздаёт эти одежды своими Таинствами, традициями и канонами. И тот имеет право входить на пир веры, на Литургию и принимать там трапезу, кто стремится исполнять заповеди Христа, кто слушает их, кто не от своей гордыни и эгоизма приходит к Богу и говорит: «Я достоин!».
Этой притчей Господь показал, кто имеет право быть в Церкви, кто имеет право приближаться к Божиему престолу. Ибо и в те времена те, кого он звал, древний народ, ради которого Он послал Моисея и Давида, ради которого воздвиг Иерусалимский храм — этот народ отверг Его, посчитав себя более достойными решать, кого звать на этот пир. И Господь отверг их, ибо этот пир начинался на Голгофе, когда распинали Спасителя мира.
И сегодня, в XXI веке, есть много тех, кто зовёт себя верующими, но вера их сектантская, и не стоит ждать помощи и спасения от них, ибо вера их проистекает от гордыни и тщеславия и в сердцах их нет места Христу. Они не живут добром и заповедями Господними. Путь же к вечной жизни начинается только здесь, в Православной Церкви.
Вот о чём говорит Господь. Не может человек, который служит другим ценностям и создаёт другую культуру, убивающую жизнь, быть с Богом. А быть с Ним — значит избирать путь борьбы с грехом. Это противно всем, кто не хочет видеть силы Господней, но лишь свою сиюминутную человеческую недобрую волю, которая ведёт к погибели.
Так что же мы выбираем? Тьму внешнюю, или Свет Господа? Праздничную одежду, которую даёт Церковь, или продиктованный лишь глупой гордыней отказ от неё? Мы, пришедшие сегодня в храм, конечно, уже сделали свой выбор — мы выбрали пир Божий, вечный пир веры, радости и любви к Создателю мира, дарующему нам Своё благословение, защиту и спасение в Своём Царствии.
Аминь.