Проповеди, Служение

Правящий архиерей совершил Божественную литургию в день памяти святых отцов семи Вселенских Соборов

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию 31 мая,  в день памяти святых отцов семи Вселенских Соборов, в Покровском кафедральном соборе Красноярска.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Сегодня мы вспоминаем память всех отцов Вселенских Соборов. Кто же это такие? В это число входят святые апостолы, ученики Христа, все епископы, цари, императоры, которые занимались вопросом чистоты веры, которые оценивали жизнь людей, человеческого общества по состоянию взаимоотношений между людьми, которые созерцали духовную направленность — кому поклонялись люди, как верили. А мерилом всему было Святое Евангелие, послание апостольское. Ибо уже во времена Христа были сектанты и разные учителя разных религий. Апостол их называет «волки хищные» (Мф 7:15).

Святые соборы собирались не для того, чтобы посмотреть друг на друга епископам Церкви, а чтобы решить спасительные вопросы жизни, зависящие всецело от веры и поклонения Единому Богу. Эти соборы подчас проходили в страданиях и гонениях — вспомним жизнь Николая Чудотворца, вспомним жизнь Амвросия Медиоланского, всех апостолов, из которых ни один, кроме Иоанна Богослова, не умер своей смертью. Все пострадали и с радостью принимали смерть за веру. Но диавол поднимал всё новые и новые ложные учения. И за первое тысячелетие в Церкви отработалось истинное понимание спасения и вечной жизни.

Сегодня мы с вами встречаем множество сектантов — и многие говорят, что они от Иисуса Христа. Но одни Матерь Божию не почитают, у других нет Причастия, у третьих — Исповеди и Покаяния, четвёртые — за многоженство или, наоборот, за многомужество у женщин.  И все якобы под Христом. А Господь что говорит? То, что мы слышим в Евангелии. Истинная православная Церковь.  И мы благодарны Господу, что святые отцы создавали нам условия спасения. Апостол Павел говорит, что всё, что они делают, — чтобы укрепить истинную веру во Христа, в спасение. Апостол говорит, что после нас «войдут к вам лютые волки» (Деян. 20:29), и их будет много, но они не будут вести к жизни вечной, а поведут в ад и погибель.  И таковые есть! Лжеучителя ищут святости в священниках и клевещут, другие видят грех в Патриархе — а всё это величайший грех. Пока Церковь не осудила, мы не имеем права никого осуждать. И слушать только храм и в храме истина. Если бесчинствует священник, есть епископ. Церковь всегда молится о властях — и при князьях, и при коммунистах, и сейчас. И знаем, что в этом спасение нашей души от внутренней злобы, обиды и горечи.

Сейчас очень много литературы, которая открывает людям, что значит быть верующим человеком. Это значит быть в определенной степени воином Иисуса Христа, но свободным, зависящим только от своей веры в Господа и любви к Господу. Это те, кто воюет с грехом, живущим внутри, а как отличить грех — учили святые отцы. Поэтому и говорим, что нам не нужен другой собор, у нас есть правила канонические, которые обновляют нас, нам нечего искать, у нас всё есть и нам не надо никакого объединения ни с католиками, ни с монофизитами — ни с кем. Они христиане, мы молимся об их спасении, но мы знаем, что единая Церковь на земле — Православная.  Только православный — какой бы он ни был — вот наш путь. А как мы получаем это — каждый знает, начиная с поста и подготовки к Причастию. Но мы всё равно, приходит минута, говорим: Господи, прости меня недостойного. Верую! Так святые отцы определили человека кающегося и по правилам достойного быть в Церкви, потому что Церковь нуждается в грешниках, а ангелы и святые на Небесах молятся и спасают нас. Иначе было бы как в Средние века — сжигали людей на костре, судили иезуиты, внедряли святость силой. А вера приходит через любовь, через терпение и покаяние. Но мы не имеем права общаться с еретиками, когда они не слушают нас — отрубаем, как топором. Если муж или жена — пусть живёт как хочет, семью нужно беречь. Но вера и молитва должна быть о погибающих своих близких, у нас у каждого есть немало заблудших. Так святые отцы научили нас терпению и сказали — это святость; научили нас трудолюбию по спасению — это святость, научили нас самому удивительному — жертвенности.  Сегодня, когда даже многие епископы говорят: надо менять что-то в Церкви, — ничего не надо менять! В Церкви всё меняется Духом Святым. Приходит разбойник или развратная женщина — выходит ангел, и никто не смеет укорять. Но грех мы не приемлем ни в какой форме, потому что согласиться с грехом, как и со смертью, нельзя. Каждый из нас — часть тела святой Церкви, в которой Дух Святой очищает и милует.

Аминь.