Сайт kerpc.ru знакомит своих читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 27 апреля — 3 мая — вторая седмица (неделя) по Пасхе. В народе ее иногда называют «Фоминой» или «Новой», так как в открывающий её воскресный день Церковь молитвенно вспоминает святого апостола Фому.
28 апреля (15 апреля по ст.ст.) — Радоница
Радоница (в народе — Родительский день) — день особого всецерковного поминовения усопших, 9-й по Пасхе. Радоница приходится на вторую после Пасхи неделю, которая также называется Фоминой или Новой. В этот день верующие посещают кладбища, навещая места упокоения родственников (вопреки распространенному заблуждению, Церковь совершенно не приветствует делать это в день Пасхи или на Светлой седмице).
В этом году Радоница выпадает на период самоизоляции, в связи с которой кладбища официально закрыты. Поминать усопших можно и нужно в этом году дома, в семейном кругу. А подать записки о поминовении усопших родных и близких можно и дистанционно, некоторые приходы уже сообщили о такой возможности на своих сайтах и страницах в социальных сетях. Лучше всего — позвонить в свой приход и узнать, какая практика сейчас сложилась там. А найти их контакты поможет раздел «Приходы» на нашем сайте.
Что же касается традиции нести в этот день на кладбища пищу, устраивать «пиры» с распитием спиртного, то никакого отношения к христианству она не имеет — более того, считается грехом.
Слово «Радоница» происходит от слова «радость», ведь праздник Пасхи длится 40 дней — он отражает веру в воскресение из мертвых. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Усопшие и предстали перед Господом. Помочь им можно, помолившись об их душе.
2 мая (19 апреля по ст.ст) — Память блаженной Матроны Московской
Матрона Московская — одна из самых почитаемых русских подвижниц XX столетия. 2 мая 1952 года — день её праведной кончины. Кроме этого дня, память блаженной Матроны Московской празднуется ещё 3 раза в год: 8 марта (23 февраля ст.ст.), в день обретения святых мощей; 2 сентября (20 августа ст. ст.), в составе Собора московских святых; 5 октября (22 сентября ст.ст.), в составе Собора тульских святых.
Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное». При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.
Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Согласно житию, святая Матрона днём принимала людей (до сорока человек в день), исцеляя их и давая советы, как поступать, а ночью молилась. Святая Матрона регулярно исповедовалась и причащалась.
Скончалась святая в Сходне 2 мая 1952 года. Блаженная Матрона Московская была похоронена на Даниловском кладбище. Перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Похоронена 4 мая, в Неделю святых Жён-мироносиц. Через сорок пять лет её честные останки были перенесены в Покровский женский монастырь, а ещё через год, 2 мая 1998 года, она была причислена к лику святых. Ежедневно многие тысячи верующих приходят поклониться этой угоднице Божией и попросить о её заступлении.
3 мая (20 апреля по ст.ст.) — Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Каждый из следующих за Пасхой Христовой воскресных дней по-своему раскрывает значение Воскресения Спасителя из мертвых. В Неделю (воскресенье) 3-ю по Пасхе Церковь прославляет подвиг святых Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа и первыми решились идти к Гробу Господню после Его распятия, чтобы по обычаю намазать тело Учителя благовониями, главным из которых было миро (отсюда название — мироносицы).
День святых жен-мироносиц иначе называют Православным женским днем. Он служит напоминанием о том, что христианство принесло в мир взгляд на мужчин и женщин как равных, подчеркнув, что и у тех, и у других одинаковые возможности для Спасения и обретения вечной жизни.