Рождественские чтения, События

Повседневность сельских священников позапрошлого века, жизнь Церкви в послевоенные годы и история приходов малых поселений: на краевых Рождественских чтениях состоялась историческая секция

15 января в Конгресс-холле Сибирского федерального университета состоялась работа секции «Церковь и история Приенисейской Сибири» одноименного направления XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

В качестве руководителя секцию провел председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 2 им. Ю.А. Гагарина г. Дивногорска Игорь Федоров.

— Историческая секция — одна из наиболее представительных на Чтениях. У нас традиционно много опытных исследователей, кандидатов наук. Всегда, конечно, находится и место для начинающих авторов. В этом году у Рождественских чтений совершенно особая, святая для каждого русского человека тема, поэтому историческая секция для всего форума значима особо, — рассказал Игорь Геннадьевич в комментарии для сайта kerpc.ru.

Участники события представили целый ряд интересных докладов, раскрывающих многие аспекты церковной жизни в Енисейской губернии и Красноярском крае в её разные хронологические пласты.

Так, древлехранитель Красноярской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма посёлка Емельяново иерей Алексий Язев рассказал о буднях сельских пастырей в Сибири конца XIX века. Докладчик упомянул о многих трудностях, с которыми сталкивались его предшественники в священном служении. Нормальным для того времени считалось, когда настоятель являлся единственным клириком в приходе, — несмотря на значительные размеры окормляемой территории. В дни значимых церковных праздников сельским священникам зачастую приходилось в одиночку совершать богослужение для многочисленных верующих.

Как правило, сельские священники являлись самыми образованными людьми среди всех своих соседей. Поэтому им нередко доводилось выполнять обязанности и учителей, и врачей для своих пасомых, — упомянул отец Алексий. При всем этом, сельские пастыри жили, по меркам своего времени, совсем небогато. Как отметил докладчик, многие из этих тенденций сохраняются в сельской глубинке и в наше время.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Юридического института Красноярского государственного аграрного университета Мария Сентябова представила аудитории доклад о церковной жизни в крае в 1940-х — 1950-х годах.

Главным тезисом выступления стало то, что часто упоминаемое «примирение государства и Церкви в годы Великой Отечественной войны» следует считать крайне несовершенным. По окончании войны атеистическое советское государство вернулось к гонениям на духовенство и мирян, пусть и в сравнительно мягкой форме. Права верующих систематически нарушались. Официальная религиозная жизнь могла существовать только на задворках общества и под строгим надзором государства. Любые «неофициальные» богослужения и собрания верующих жёстко пресекались. Открылись лишь единицы из дореволюционного числа действовавших храмов — менее 20 на необъятный край. В церковном отношении он перестал быть отдельной епархией и с 1949 года вплоть до распада СССР являлся лишь благочинием Новосибирской епархии.

Малоизученной теме участия старообрядцев Красноярского края в Великой Отечественной войне посвятила доклад консультант отдела по делам национальностей, религий и казачества Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Елена Нельзина.

Елена Владимировна упомянула о естественных трудностях, препятствовавших призыву староверов в армию (они проживали небольшими общинами в труднодоступных малонасёленных районах), их горячем патриотизме и желании защищать Родину от врага. Особо докладчица подчеркнула тот трепет, с которым память о боевых подвигах их предков хранят современные старообрядцы.

Были заслушаны доклады и на другие темы: посвящённые истории старинных сибирских храмов и монастырей, воинскому призыву в Енисейской губернии XIX века, деятельности сибирских просветителей. В числе прочих свои доклады публике представили многократные участники Чтений: кандидат исторических наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета Новосибирского государственного педагогического университета Владимир Баяндин (г. Новосибирск) и кандидат исторических наук, доцент, почётный работник высшего образования Александр Погребняк (г. Минусинск).