Что же скажем? оставаться ли нам в грехе,
чтобы умножилась благодать? Никак.
Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся
во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы,
как Христос воскрес из мертвых славою Отца,
так и нам ходить в обновленной жизни.
Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его,
то должны быть соединены и подобием воскресения,
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним,
чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
(Рим. 6:1–7)
Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
Во Вселенной настало время возгласа, возвещения святой вести. И под небесами, во всех христианских храмах и общинах раздается: «Христос Воскресе!». Звучит в сердце каждого человека, который верует в жизнь вечную, Иисуса Христа и Святое Его Евангелие.
Что дает нам Пасхальная радость? Чему мы так радуемся? Неужели только тому, что слышим это величайшее возглашение — «Христос Воскресе!»? Одно это само по себе было бы достаточным аргументом, чтобы праздновать и радоваться. Но за этим стоит новая эра, начало новой жизни — обновленной, неповторимой и непохожей на ту, что была до Воскресения Христова; даже на ту, что была у каждого из нас до сегодняшнего дня Пасхи, до сегодняшнего Пасхального торжества.
Что произошло с каждым из нас во время Великого поста? Мы можем ответить на этот вопрос так: обновление и очищение наших душ. Когда мы снимаем со старинного металла ржавчину или патину, мы возвращаем ему новизну, блеск и красоту — к пользе того, кто будет им пользоваться. То же происходит с нашими душами в Великий пост — этот самый драгоценный для нас металл очищается огнем покаяния! Мы чувствуем, как в эти дни для нас приоткрываются врата Рая; и мы идем к ним — навстречу вечной жизни и уже собственному Воскресению от греха и порока. Мы старались как могли призывать имя Божие во время Великого поста. Мы стремились раскаиваться, размышлять над своей жизнью и своими поступками — и результат был достигнут. Радость новизны, нашего духовного перерождения, радость того, что жизнь вечная стала ближе и чувство ее присутствия наполняет наши души, сердца, телеса.
Возлюбленные братья и сестры! Мы все знаем, что наше тело — смертно. Но душа наша — бессмертна, и это и есть наша жизнь. Мы стремимся к обретению вечной жизни, что открылась человечеству во всей полноте в Воскресении Христа — во всей его могучей силе и победе над злом, грехом и адом. И, очищая свое тело от болезни греха, мы готовим его к будущему восстанию, когда Господь придет второй раз, чтобы поднять и телеса наши для радости вечной жизни.
Душа живет тогда, когда чисто тело; душа живет и поет гимны жизни, и творит, и совершает подвиги, когда тело не отягощено пороками и грехами, когда мы избавлены от всех бацилл греха, которые убивают тело и душу. Грех и смерть входят в наши дома, когда мы не сопротивляемся им и не призываем Воскресшего Господа на помощь. Грех и смерть приходят к нам в виде наркомании и алкоголя, преступности, распада и разрушения семей, злобы, ненависти. Это было и до Христа, это началось еще с грехопадения. Но ради того, чтобы остановить эту смерть во грехе и пришел на землю Спаситель Иисус Христос, чтобы даровать нам радость от Своего Рождества, и, совершив Воскресение, восстание от гроба, открыть нам радость победы над грехом волей человека, которая соединяется с волей Господа.
Господь призывает нас Своей Пасхой строить жизни на земле так, чтобы Царство Божие всегда пребывало в наших сердцах. Царство Божие, сказал Господь, внутри нас есть (Лк. 17:21), но выражено оно чувством любви к жизни, к Божиему творению, к самому Господу. Выражается оно благодатной силой, которая дается в Пасхальном Воскресении Господа Иисуса Христа. «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху». (Рим. 7:12–14).
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Пришла любовь, пришел Бог, чтобы нам этой любовью, как великим оружием, побеждать грех, а, значит, и смерть.
«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна.
Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». (Рим. 13:9–13).
Дорогие братья и сестры! Христиане! Господь воскрес с одной только целью — отдать Свою любовь и жизнь миру людей. И ежесекундно, ежедневно Он призывает нас, верующих христиан, быть примером Спасения рода человеческого от ада и погибели. Пасха Христова — торжество Рая, Царства Божия, жизни вечной.
Сердечно, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с пасхальными днями! Желаю многолетия, Божиего благословения и призываю вас всех хранить любовь, уважение и почитание друг друга: старших и младших. Призываю вас стремиться в храмы Господние, творить добро, которое и будет знаком для нас, знаком того, что Царство Божие внутри нас.
Пасхальной радости всем, кто живет рядом с нами, кто руководит нами, кто сохраняет мир на земле, кто борется с беззаконием и насилием!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе, чтобы мир существовал и жил вечно, как то и даровал Господь нашей вселенной!
+ ПАНТЕЛЕИМОН
Митрополит Красноярский и Ачинский, Глава Красноярской митрополии.
Пасха Христова, 2019 год
г. Красноярск