Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 25 февраля — 3 марта — 2-я приуготовительная седмица к Великому посту.
25 февраля (12 февраля по ст.ст.) — празднование иконе Пресвятой Богородицы «Иверская»
Этот день — один из четырех праздников Русской Церкви, связанных с почитанием Иверского образа. В это торжество верующие молитвенно вспоминают события 1656 года: перенесение списка иконы в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.
Иверская икона Небесной Владычицы — совершенно особая святыня в истории русского Православия. Ее смело можно назвать нитью, связывающей нашу страну и Церковь с остальной православной вселенной. По преданию, еще в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у нее дома старинный образ Богоматери — лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. Спустя же многие годы эту икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит свое название («Иверией» называют Грузию греки).
А еще через многие года на Афоне, по просьбе русского царя, сделают список (копию) Иверской иконы с оригинала. Рассказывают, писавшие его иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пишу только по субботам и воскресеньям. В итоге список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно. В Москву святыню торжественно перенесли в 1648 году, а спустя восемь лет ее передадут новоустроенной обители на Валдае.
В этот же день — память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (+1378)
Личность святителя Алексия неотделима от истории объединения русских княжеств и борьбы с татаро-монгольским игом.
При жизни этот архипастырь, впрочем, носил титул Митрополита Киевского и всея Руси, именно так величали правящего архиерея в русских землях вплоть до 1461 года. Однако заслуги владыки Алексия были неотделимы от нового центра возрождающегося государства, и Церковь впоследствии не сможет не подчеркнуть их на таком символическом уровне.
Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. Конечно, владыка Алексий учреждал новые монашеские обители, много и ярко проповедовал, оставил обширное литературное наследие, но, в первую очередь, митрополит внес свой вклад в возрождение Руси своим незаурядным дипломатическим талантом.
Ордынских ханов владыка Алексий убеждал отказываться от вооруженных экспедиций в русские земли, враждующих князей-соотечественников — примириться и сплотиться вокруг московского князя, Патриарший двор в Константинополе — не доверять литовскому князю-язычнику Ольгерду, требовавшему «своего» архиерея для православных подданных… Авторитет, благочестие и высочайшее ораторское мастерство митрополита помогали ему решать эти и многие другие задачи, — пусть и с переменным успехом, и не всегда с первого раза.
Потому сейчас, спустя прошедшие столетия, абсолютно справедливо называть святителя Алексия архитектором грядущего объединения русских земель вокруг Москвы.
27 февраля (14 февраля по ст.ст.) — день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (+869)
В чем состоит главная заслуга этого святого наверняка знает каждый образованный человек — благодаря трудам равноапостольного Кирилла и его брата Мефодия у славянских народов появилась своя письменность.
Вопреки бытующему порой заблуждению, Кирилл и Мефодий не проповедовали христианство среди наших предков — восточных славян. Тем не менее, равноапостольный Кирилл бывал на территории современной России: около 860 года он присутствовал с дипломатической миссией при дворе хана Хазарии (кочевой империи, существовавшей на юге России в VII–X веках). Известно также, что ранее Кирилл с аналогичными задачами бывал при дворе багдадского халифа, — уже сами по себе эти факты говорят о его остром уме, эрудированности и дипломатическом таланте.
Прославила же святого Кирилла миссия в Великой Моравии — раннефеодальном государстве западных славян, которое условно можно считать предшественником современных Словакии и Чехии. Великоморавский князь Ростислав тяготился экспансией со стороны германского императора и потому не доверял посылаемым им немецким священникам, которые вели богослужение на латыни и презирали всё славянское. Правитель обратился с просьбой о помощи к византийскому императору, и тот направил в моравские земли равноапостольных Мефодия и Кирилла вместе с их учениками.
В середине 860-х святые составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие богослужебные книги, также именно они ввели богослужение на славянском языке. Склонный от природы к болезням, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году. Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Впоследствии их труды пригодятся жителям Киевской Руси, когда и наши предки обратятся ко Христу.
2 марта (17 февраля по ст.ст.) — день памяти священномученика Гермогена (Ермогена), Патриарха Московского и всея Руси (+1612)
Предстоятельство владыки Гермогена выпало на страшное для страны Смутное время — 1606–1612 года. Без преувеличения, священномученик выступил духовным лидером в борьбе за сохранение Российского государства: всеми силами он поддерживал единственного законного правителя в то время — царя Василия Шуйского, осуждал сменивший его режим «Семибоярщины» и польско-литовскую оккупацию.
Патриарх Гермоген последовательно благословил оба Земских ополчения на противостояние захватчикам. Даже в последние годы жизни, находясь фактически в плену у поляков и литовцев, он отказывался приказать русским ополченцам отойти от города — даже несмотря на угрозы смерти. В конце страшной зимы 1612 года Святейший Патриарх скончался от голода, так и не застав освобождения Москвы.
Известно, что перед тем, как стать Патриархом Московским и всея Руси, владыка Гермоген почти 20 лет был правящим архиереем в Казани. Там святитель показал себя твердым в вопросе веры архиереем, энергичным и талантливым миссионером, способствовавшим распространению Православия среди бывших подданных Казанского ханства.
В лике святых Святейшего Патриарха Гермогена прославили в 1913 году.
3 марта (18 февраля по ст.ст.) — Неделя о страшном суде
Это воскресенье — третье из четырех подготовительных перед Великим постом. Согласно церковному уставу, это последний перед Великим постом день, когда верующим дозволяется вкушать мясо.
За Литургией читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 25:31—46), в котором верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.
На утрене уже поются некоторые сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.