«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14:28–31).
Похоже, Константинопольский Патриарх Варфоломей, спроектировав башню «объединительного собора», не просчитал связанные с этой авантюрой риски. Сделав ставку на раскольников, признав их и ассоциировав себя с ними, он оттолкнул от себя и своего проекта миллионы верующих канонической Украинской Православной Церкви. На базе раскольничьих структур созывается «объединительный собор», но кого он способен объединить, если даже между собой эти структуры не могут договориться?
Похоже, и президент Украины П.А. Порошенко, объявив войну каноническому Православию на Украине, плохо просчитал связанные с этим издержки и риски. Многомиллионной армии православных верующих, сплоченных под авторитетным руководством Блаженнейшего митрополита Онуфрия, он противопоставил полки раскольников, как минимум вдвое уступающие ей по численности. Но могут ли эти полки, не имеющие единого руководителя, разрозненные и разобщенные, одержать победу в войне, которую президент объявил значительной части собственного народа.
Сесть и посоветоваться с компетентными экспертами – вот что надо было бы сделать и Константинопольскому Патриарху Варфоломею, и президенту Украины. Может быть, не поздно еще остановить строительство башни, чтобы не превратиться в посмешище? Может быть, не поздно отказаться от идеи «объединительного собора», заведомо обреченного на провал, дабы не опозориться перед всем миром?
Впервые в истории обещание предоставить автокефалию дано не в ответ на просьбы православных верующих, а вопреки их ясно выраженной воле. Впервые в истории автокефалия навязывается при помощи грубой силы, с использованием недопустимых для цивилизованного мира методов воздействия и давления. Священнослужителей в массовом порядке вызывают на допросы в спецслужбы, архиереев подвергают унизительным обыскам, у крупнейших монастырей грозят отнять собственность и выгнать монахов на улицу.
Константинопольский Патриарх еще в октябре направил Блаженнейшему митрополиту Киевскому письмо, беспрецедентное по своей наглости. Суть его сводится к следующему: мы лишь «по снисхождению» называем вас митрополитом Киевским, а на самом деле мы вашу Церковь распустили и будем создавать новую; вы приглашаетесь на «объединительный собор» и можете даже выставить свою кандидатуру на должность главы новой структуры.
Повестки на «объединительный собор», подписанные Патриархом Варфоломеем, вручаются архиереям канонической Церкви представителями светской власти. Разумеется, это «приглашение на казнь» с возмущением отвергнуто всем епископатом Украинской Церкви, принявшей единодушное решение не участвовать в мероприятии, направленном на разрушение канонического порядка и легитимизацию раскола.
В январе 2016 года Патриарх Варфоломей перед лицом Предстоятелей и делегатов всех Поместных Православных Церквей обратился к Блаженнейшему митрополиту Онуфрию со словами: «Мы приветствуем Блаженнейшего митрополита Онуфрия как единственного канонического главу православных верующих Украины, разумеется, со всеми подчиненными ему архиереями». Однако теперь Патриарх Варфоломей провозгласил самого себя главой православных верующих Украины и направил своего представителя в Киев для создания новой церковной структуры.
О том, какой будет эта структура, сейчас много пишут в украинской прессе. Вопреки ожиданиям президента Порошенко, она не будет ни национальной, ни автокефальной. Устав этой структуры написан не в Киеве, а в Стамбуле, и передан представителю администрации украинского президента в готовом виде. В уставе прописано, что создаваемая «Православная Церковь в Украине» не будет иметь право открывать приходы за пределами Украины; не может канонизировать своих святых, но должна подавать прошения в Стамбул, где и будут приниматься решения; миро получать тоже будет из Стамбула. Любой архиерей этой церкви, недовольный решениями своего священноначалия, сможет апеллировать к Константинопольскому Патриарху, и судьба его будет решаться в Стамбуле, а не в Киеве.
Авантюра с созданием «автокефальной церкви» на Украине вопреки воле большинства православных верующих страны обречена на провал. Это становится очевидно всякому неангажированному наблюдателю.
Но неужели, спросит кто-нибудь, Патриарх Варфоломей ни с кем не посоветовался, прежде чем втянуться в эту историю? Он, конечно же, советовался с «экспертами» из собственного окружения, которые внушали ему, что в канонической Украинской Православной Церкви много сторонников автокефалии, которые все примут участие в «объединительном соборе»: называли разные цифры – от 10 до 25 архиереев и даже более. Рисовали картины миллионов верующих, алчущих и жаждущих константинопольского томоса. Приводили ложную статистику, занижая численность сторонников канонической Церкви и завышая количество адептов раскольничьих структур. Уверяли, что надо только снять прещения с раскольников – и тут же они войдут в общение с канонической Церковью.
Патриарха Варфоломея ввели в заблуждение некомпетентные советники, нарисовавшие ему ложную картину происходящего на Украине. Были, правда, и те, кто говорили ему о реальном положении вещей и предупреждали о тяжелых последствиях избранного им курса. С Патриархом Варфоломеем беседовали и Патриарх Кирилл, и Предстоятели ряда других Поместных Православных Церквей. К сожалению, он остался глух к этим предупреждениям. И сегодня пожинает горькие плоды своего нежелания прислушаться к голосу мирового Православия.
Ни одна Поместная Церковь не поддержала действия Константинопольского Патриарха на украинском направлении. Разве это не красноречивый показатель уровня авторитета, которым сегодня пользуется Константинопольский Патриарх в мировом Православии? Его авторитет безвозвратно подорван, ибо тот, кто призван был объединять Церковь, расколол ее; кого считали первым среди равных, объявил себя первым без равных, не нуждающимся в поддержке других Церквей.
Вместо того, чтобы посылать повестки на «объединительный собор» архиереям Украинской Церкви минуя их канонического Предстоятеля, Константинопольскому Патриарху следовало бы на Украину «послать посольство просить о мире»: извиниться перед Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, извиниться перед миллионами верующих за причиненную им боль и отказаться от дальнейших действий на украинском направлении. А президенту Украины следовало бы прекратить заниматься не своим делом. Пусть православные верующие Украины сами решают свою судьбу – без давления и насилия со стороны светской власти.