Церковь

Владимир Легойда: Мы не разорвали отношения с Константинополем, а констатировали ситуацию произошедшего разрыва

Выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что наиболее острым вопросом в связи с кризисом межправославных отношений, вызванным политикой Константинопольского Патриархата, является дальнейшая судьба чад Украинской Православной Церкви.

«Наши молитвы, наша боль сейчас в первую очередь с нашими братьями на Украине. Именно этот вопрос — главный, а не тот, смогут ли люди ездить на Афон, при всем понимании его важности для мирового православия, преклонении перед святынями Афона и афонской практикой духовной жизни», — заявил В.Р. Легойда. 

«Подчеркиваю, что я сейчас сугубо свою точку зрения выражаю, не имея в виду никакого неуважения ни к людям, которые эти паломничества совершают, ни, естественно, к самой Святой Горе, но в ситуации, когда под ударом наши братья на Украине, говорить о том, смогу ли я поехать на Афон — стыдновато, как мне кажется. Можно вспомнить преподобного Серафима, который говорил про Саровскую землю: «Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим!»», — добавил он.

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также рассказал о правильном реагировании на реальные угрозы захватов храмов и монастырей Украинской Церкви, и на заявления представителей украинской власти о необходимости переименования Украинской Православной Церкви. 

«Можно только молиться о том, чтобы не дошло до столкновений, тем более что президент Украины все-таки на словах гарантирует безопасность Украинской Церкви, хотя другие спикеры говорят о том, что Московскому Патриархату нечего делать на Украине. Посмотрим, что будет на практике», — отметил он.

Фальшивой В.Р. Легойда назвал позицию некоторых представителей православной общественности, которые говорят о вине обеих сторон в произошедшем конфликте, называют реакцию Московского Патриархата слишком жесткой, а сам конфликт – столкновением иерархов за свои интересы.

«Картина, которая ими рисуется, фальшива. Потому что решения Синода Русской Церкви – это не корпоративный спор двух хозяйствующих субъектов. Мы говорим, что в раскольничьих группировках на Украине не действует благодать, и, согласно церковному пониманию жизни, когда ты вступаешь с ними в общение – ты сам зачумляешься», — подчеркнул представитель Церкви.

«Если следовать истине церковной жизни, Священный Синод Русской Православной Церкви просто не мог принять иного решения. Мы не разорвали отношения, а констатировали ситуацию произошедшего разрыва», — пояснил В.Р. Легойда.

По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, данная ситуация является тяжелой, не не безвыходной: «Конечно, у нас есть механизмы выхода из этой ситуации. Русская Церковь обратилась с предложением соборного рассмотрения ситуации ко всем Поместным Церквам, для которых поведение Патриарха Варфоломея должно выглядеть как уничтожение самой идеи автокефалии», — отметил он.

«Мы можем анализировать эту ситуацию, пытаться сделать что-то доброе, но самое главное – не забывать о необходимости молитвы за наших братьев, за нашу Церковь на Украине », — заключил В.Р. Легойда.