Москва, 14 октября. В эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал оценку решениям последнего Синода Константинопольского Патриархата.
«Я бы назвал эти решения не историческими, а разбойничьими, — подчеркнул архипастырь. — В данном случае речь идет об ошибочном решении, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия. Мы с этими решениями никак не можем согласиться, думаю, что с ними не согласятся и многие Поместные Православные Церкви».
Владыка Иларион выразил глубокое сожаление в связи с тем, что Константинопольский Патриархат не прислушался ни к голосу Московского Патриарха, ни к голосам целого ряда Поместных Православных Церквей, которые говорили о том, что тема Украинской Церкви должна быть вынесена на всеправославное обсуждение.
«Константинополь проигнорировал все эти голоса, заявив о своем праве в одностороннем порядке решать подобные вопросы, — констатировал председатель ОВЦС. — Были приняты несколько беспрецедентных по своей наглости решений. В частности, они отменили акт 1686 года, по которому Киевская митрополия передавалась в состав Московского Патриархата. Также они отменили анафему, которую Русская Православная Церковь вынесла лидеру украинского раскола Филарету Денисенко».
Отвечая на вопрос ведущей, какую силу будет иметь документ, принятый Константинопольским Патриархатом в одностороннем порядке, в котором нет подписи Патриарха Московского и Первоиерархов других Поместных Православных Церквей, митрополит Иларион отметил: «Этот документ предназначен вообще не для Поместных Церквей — он для руководителя украинского государства господина Порошенко, который является заказчиком этого документа».
Иерарх напомнил, что томос об автокефалии, обещанный президенту Украины Порошенко, должен был бы выдаваться главе Церкви, которая автокефалию просит. «Но на сегодня каноническая Украинская Православная Церковь не просила об автокефалии, не хочет автокефалии и не примет автокефалию, — продолжил митрополит Волоколамский Иларион. — Те, то хотели бы признания автокефалии, — это две раскольнические группы. Но, во-первых, эти группы до сих пор не объединились даже между собой, во-вторых, тот статус, который им предоставит Константинополь, наверняка их не удовлетворит. Потому что уже сейчас Филарет Денисенко говорит, мол, я был патриархом, я есть патриарх и я буду патриархом, а с точки зрения Константинополя совершенно не ясно, в каком достоинстве они его восстановили».