Медиапроекты

Митрополит Волоколамский Иларион: Царственные страстотерпцы — это образец христианской семьи

14 июля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Е. Грачева: Владыка, в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева под Екатеринбургом была расстреляна Царская семья — Николай II, его супруга и пятеро детей, включая наследника престола цесаревича Алексея. Сегодня, спустя сто лет после этой даты, какие новые данные всплывают в расследовании, на какие факты хотела бы обратить внимание общественности Церковь?

Митрополит Иларион: Вопрос о том, как произошло это трагическое событие, долгое время вообще замалчивался в Советском Союзе — об этом не говорили, об этом не писали. Известно, что после того, как Екатеринбург был взят белыми, началось расследование; его вел следователь Соколов. На основании материалов, которые на тот момент были доступны, на основании исследований он выдвинул свою версию — и убийства, и захоронения останков Царской семьи. Потом долгое время никто ничего об этом не слышал, и уже в 70-е обнаружили останки, которые были идентифицированы как останки убитых в Екатеринбурге Николая II и членов его семьи.

Дальнейшая история хорошо известна. Сейчас перед Церковью стоит вопрос о признании или непризнании этих екатеринбургских останков останками Царской семьи. Для нас это имеет особую важность, поскольку в 2000 году Церковь причислила Царскую семью к лику святых — и государя императора, и государыню императрицу, и пятерых их детей; кроме того, не так давно был причислен к лику святых доктор Боткин, который оставался с Царской семьей до последнего момента и вместе с ними был расстрелян. Следовательно, для нас это не просто останки, а мощи святых, и здесь невозможно допустить ошибку.

Как известно, когда в 90-е годы экспертизы проводились довольно поспешно, с нашей точки зрения, а церковные представители не были допущены к участию в этом расследовании, Церковь не смогла вынести положительный вердикт относительно принадлежности екатеринбургских останков к Царской семье. Сейчас проводятся экспертизы, в которых Церковь участвует, и по окончании этих экспертиз мы примем соответствующее решение.

Е. Грачева: Какие новые факты стали известны из-за рубежа, из-за пределов России? Не секрет, что в советское время замалчивали то, о чем на Западе уже активно говорили, писали книги и снимали документальные фильмы. Что наши граждане узнают впервые спустя сто лет?

Митрополит Иларион: Мне кажется, что новое уже мы мало что узнаем, потому что эта история расследовалась в течение длительного времени, на Западе о ней никогда не забывали, и некоторые наши русские исследователи имели доступ к каким-то документам, к каким-то гипотезам. Но, конечно, только сейчас становится возможным воссоздать всю картину. Массив имеющихся документов и вещественных доказательств достаточно ясно представляет, что происходило в ту страшную ночь, когда были расстреляны члены Царской семьи, а затем их трупы были вывезены, облиты серной кислотой, их пытались сжечь, но это не удалось. Есть разные версии того, как развивались дальнейшие события. Основная версия заключается в том, что останки, в конце концов, были погребены не там, где изначально их предполагалось закопать, — в Ганиной яме, а в другом месте — так называемом Поросенковом логе. Церковь должна дать ответ, признает она эту версию или нет.

Тут нужно еще учитывать, что Ганина яма стала местом паломничества. Крестный ход, который идет в ночь с 16 на 17 июля, в ночь убийства Царской семьи, начинается от Храма-на-крови, построенного на месте дома, где они были расстреляны, а заканчивается у Ганиной ямы.

Е. Грачева: Действительно, сотни тысяч верующих (и не только из Свердловской области) ежегодно идут крестным ходом в память об убитых Романовых. Многие православные говорят о том, что вообще восшествие на престол династии Романовых в 1613 году для России стало духоносным, а прерывание этой династии стало пятном крови, которое лежит не только на нашем поколении, но и на наших детях и будущих внуках. Что на Ваш взгляд, владыка, потеряла Россия с расстрелом последних из династии Романовых?

Митрополит Иларион: Я думаю, что Россия потеряла очень много. Если мы обратимся к событиям 1613 года, нужно вспомнить, что им предшествовала смута, когда у России не было власти, когда приходили самозванцы, занимали царский престол на некоторое время, а потом их свергали. Избрание Михаила Романова стало следствием того, что сейчас называют консенсусом: все общество сплотилось вокруг фигуры молодого царя, и он действительно стал основателем династии, которая продержалась на престоле чуть больше 300 лет. Пребывание этой династии на царском престоле было ознаменовано очень многими свершениями.

К моменту 300-летия династии Романовых в 1913 году, когда по всей России прошли празднования в честь этого события, страна была на пике своего развития. Но потом случились известные события. Огромнейшей ошибкой, конечно, было вступление России в войну. Сейчас трудно давать какие-то оценки этому решению — тогда все общество сплотилось в решимости вступить в военные действия и победить. Но, как мы знаем, война — это всегда нечто очень непредсказуемое. Она очень быстро подточила силы Российского государства, враги России сделали все для того, чтобы лишить ее сильной власти. Именно на этой волне к управлению государством пришло сначала Временное правительство, а уже потом при помощи немцев, которые воевали против нас, были засланы в страну большевики, дабы они взяли власть, и Россия проиграла войну. Что, собственно, и произошло.

Е. Грачева: Владыка, если говорить о последних прижизненных деяниях царя Николая II, известно, что он построил Феодоровский собор и Феодоровский городок. И вообще наиболее почитаемой иконой в Царской семье был Феодоровский образ Божией Матери. Почему именно этот образ? Насколько я знаю, даже представительницы иностранных королевских домов, выходившие замуж за членов Царской семьи, отчество себе брали в честь этой иконы — Феодоровна.

Митрополит Иларион: Когда в 1613 году Михаил Романов был избран на царство, произошло это на Земском Соборе. Из Москвы в Кострому, где юный Михаил находился вместе со своей матерью инокиней Марфой, было отправлено посольство с целью уговорить его принять это избрание. Михаил Федорович согласился не сразу, но когда прозвучало его согласие, это стало большой радостью для всего народа. Именно в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери, которая присутствовала при этом событии. И по одному из преданий, мать Михаила Романова благословила его на царство именно Феодоровским образом.

Вы справедливо заметили, что иностранные принцессы, которые выходили замуж за российских государей или представителей царствующего дома, нередко брали отчество не в честь своих отцов, у которых были иностранные имена, а в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Е. Грачева: Владыка, в год столетия расстрела Царской семьи очень много говорится именно о расследовании этого убийства. Меньше выставок, мероприятий посвящены тому, что семья Романовых была, по сути, последней христианской правящей семьей в нашей стране. Насколько важно восстановить сегодня в сознании людей образ христианской семьи?

Митрополит Иларион: Церковь его уже восстановила, когда причислила всю Царскую семью к лику святых. И это было неслучайное событие, потому что на самом деле она почиталась в Церкви даже в советское время. Я помню, как еще школьником участвовал на квартире одного московского священника в молебне Царской семье.

Споры улеглись, и Святой Дух подсказал Церкви, что этих людей надо канонизировать. С тех пор они являются для миллионов верующих символом христианской семьи. Мы знаем, каким глубоким христианским чувством были проникнуты письма Николая Александровича к Александре Федоровне и ее ответные письма к нему; и это совершенно особая страница в истории нашей страны. Я думаю, было бы очень важно, чтобы этот образ вышел за пределы Церкви. Но мы видим памятники кому угодно — деятелям революции, деятелям марксизма, прямо рядом с Храмом Христа Спасителя стоит почему-то памятник Энгельсу (хотя какой вклад этот человек внес в историю нашей страны, мне совершенно непонятно), а памятника последнему русскому императору до сих пор нет. Надеюсь, что он появится.

Е. Грачева: Владыка, раз уж Вы подняли тему памятников, я хочу поднять тему названий улиц и областей в честь некоторых коммунистических вождей и тех, кого многие называют террористами. Например, Свердлов, который отдал приказ расстрелять Царскую семью. Справедливо, что Свердловская область до сих пор носит его имя?

Митрополит Иларион: На мой взгляд, это несправедливо, и я думаю, что если город получил свое исконное название Екатеринбург, то и область должна была бы называться Екатеринбургской. Я думаю, что вообще увековечивание имен террористов в названиях городов, областей, улиц — не очень хороший пример для современного поколения. Мы сейчас боремся с терроризмом, говорим о вреде терроризма и террористической идеологии, а почему-то наши улицы, города, площади, области до сих пор носят имена тех террористов, которые пришли к власти при помощи немцев в 1917 году. Думаю, что когда-то надо было бы все-таки с этим покончить.

Е. Грачева: Владыка, а теперь к теме современных террористов. В Японии казнили семерых организаторов секты «Аум Синрикё», включая 63-летнего лидера этой секты. Как Русская Православная Церковь относится к этой казни?

Митрополит Иларион: Это очень яркий пример того, что нужно внимательно и с осторожностью относиться к сектантским организациям. Очень часто Россию обвиняют в нетолерантности к сектам, в частности, запрет секты «Свидетели Иеговы» все время ставится в вину российскому государству. А между тем, она была запрещена ни за что иное, как за свою экстремистскую деятельность.

Поэтому очень важно, чтобы мы не совершали тех же ошибок, которые имели место в прошлом, чтобы не допускали на экраны телевизоров представителей сектантства, которые сегодня проповедуют всякие кажущиеся привлекательными истины, а завтра могут совершить террористическую атаку. Важно, чтобы представители государственных органов, спецслужб внимательно следили за появлением подобного рода сект.

Е. Грачева: Владыка, в завершение программы я хотела бы попросить Вас прокомментировать одну новость: необычный способ борьбы с нарушениями правил дорожного движения придумали в ГИБДД Московской области. Там нарушителям в качестве превентивной меры предлагают на выбор Псалтирь или Новый Завет. Как Вы относитесь к подобного рода инициативам? Мне это напомнило призыв губернатора одной области на Крещение всем идти в прорубь с целью поднимать статистику. Что, не хватает исполнителям закона мирских способов привлечения нарушителей к ответственности?

Митрополит Иларион: У меня есть подозрение, что речь идет о неправильно поданной информации. Думаю, что просто где-то оказались стопки этих Нового Завета и Псалтири, причем, насколько я могу судить по переплету, это не Русская Православная Церковь издавала, а, наверное, какие-то протестантские группы. Но текст, наверное, один и тот же. Эти стопки привлекли внимание какого-то блогера или журналиста, и он раскрутил эту историю. Не думаю, что за этим стоит что-то большее.

Е. Грачева: Но не приведет ли это к тому, что человек сомневающийся или невоцерковленный еще больше убедится в том, что Господь Бог — это каратель? Если человек приходит в Церковь на исповедь, ему в первую очередь священник объясняет, что Господь Бог — это любовь. Не оттолкнут ли людей от Церкви подобные инициативы, пусть даже во благо?

Митрополит Иларион: Почему из того, что человек получает бесплатно Новый Завет и Псалтирь, он может заключить, что Бог — это каратель? Разве ему в наказание дают эту книгу?

Но вот что интересно: книга, в которой содержится Новый Завет и Псалтирь, сейчас доступна любому — ее можно приобрести в любом храме, во многих книжных магазинах, она у многих стоит на полке, однако почему-то многим людям, даже православным христианам, не приходит в голову ее читать. Я с этим часто сталкиваюсь, когда приходят люди креститься или приносят крестить своих детей. Спрашиваю: «Вы Евангелие читали?» — «Нет». — «У вас нет Евангелия?» — «Есть». Выясняю, почему не читали тогда, и получаю ответ: «Времени нет». А ведь Евангелие — это основополагающая христианская книга. Даже для неверующих она должна была бы быть интересна, потому что это очень хорошая, очень качественная литература. У нас люди читают Бог знает что, а Евангелие не читают просто потому, что им это не приходит в голову.

Е. Грачева: Я читала, но обязательно перечитаю после этой нашей программы. Большое спасибо, владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Допускается ли во время занятий спортом творить Иисусову молитву?

Митрополит Иларион: Это молитва, которую можно совершать внутри сердца в любое время и при любых обстоятельствах. Она очень краткая и состоит из нескольких слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Иисусову молитву можно совершать, когда мы идем по улице, когда едем в транспорте, когда готовим пищу, когда занимаемся спортом.

Но самое важное — чтобы это было не механическое или машинальное повторение определенных слов, но чтобы мы ставили себя в присутствии Иисуса Христа, то есть чтобы, произнося Иисусову молитву внутри себя, не языком, а сердцем и умом мы ощущали присутствие Христа рядом с нами. Тогда эта молитва имеет смысл.

Вопрос: Можно ли ходить в баню в церковные праздники и употреблять алкоголь? Чем нам грозит алкоголь?

Митрополит Иларион: Я думаю, что и в баню можно ходить в церковные праздники, и алкоголь употреблять, а вот делать то и другое одновременно не следует. Вообще церковный праздник, прежде всего, предполагает, что мы придем в церковь и причастимся Святых Христовых Таин — именно так православный христианин отмечает праздничный день. Прежде всего, с утра он отправляется в храм, присутствует на Божественной литургии и участвует в ней через причащение Святых Христовых Таин.

Нет никакого греха в том, чтобы потом за праздничной трапезой выпить бокал вина. Нет также греха в том, чтобы сходить в баню. Но вот совмещать баню с алкоголем не следует, потому что это, как говорят врачи, приводит к чрезмерным нагрузкам на сердце. Баня действует очищающе, а алкоголь действует в таком случае отравляюще.

А чем опасен алкоголь, если кто-то употребляет его в больших количествах, я думаю, все хорошо знают. Злоупотребление спиртными напитками грозит тем, что человек попадет в алкогольную зависимость, может стать алкоголиком, и это повлечет общеизвестные пагубные последствия.

Я хотел бы закончить эту передачу словами апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.