Новости, Проповеди

Наследие Православия. Слово Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, произнесенное за Богослужением в Неделю Торжества Православия в Св.-Покровском Кафедральном соборе г. Красноярска


Господь основал Единую Церковь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Святая Православная Церковь никогда не отступала от заповедей Господних, ибо Он Сам основал эту Церковь. Святая Церковь Христова установлена была Спасителем для того, чтобы человечество не забывало спасительную библейскую историю, чтобы поколения сущие и грядущие знали, что есть Истина, чтобы, в соответствии с этой, дарованной Господом Истиной, определяли человецы направление и цель своей жизни, сохраняя веру, которую изначально дал им Господь.

До пришествия Спасителя человечеству дана была церковь Ветхозаветная, проникнутая ожиданием пришествия Мессии. С явлением же Мессии — Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — как продолжение единой ветхозаветной веры человечество обрело Святое Православие. Во времена, когда святая апостольская Церковь была основана Господом, никто из людей и не помышлял о некиих разных церквах, потому что то была единая Церковь, единая по учению и по всему, что в ней заповедовал Христос. Хранители заповеданного Спасителем единства Церкви (дабы ни на йоту не отойти нам в церковной жизни от установлений, по которым изначально создана была Церковь для нашего Вечного спасения) — св. апостолы и их преемники, епископы Церкви. Но в начале второго тысячелетия от Р.Х. появилось у Единой Святой Соборной Апостольской Церкви название — православная. Почему? Потому, что в обществе уже возникли всякого рода лжеучения. То были диавольские ухищрения за ради того, чтобы разделить род человеческий христианский, разделить Святую Церковь Христову, а затем и манипулировать теми людьми, кто отдалился от святого Православия — основы Церкви. Всякий раз, когда возникали лжеучения, святые отцы Церкви на вселенских церковных соборах разоблачали эти лжеучения. Таковых Соборов, как мы знаем, было семь. И возникающие ныне, в начале третьего тысячелетия, новые секты, возникающие новые лжеучения — есть не более чем тщетное повторение и тлетворное продолжение тех ересей, с которыми боролись вселенские соборы в конце первого тысячелетия. Для того-то в св. Церкви и установлено священноначалие, есть епископы и священники, чтобы непререкаемо хранить все, что Господь дал нам для Вечного нашего Спасения.

О свв. иконах и первообразах, на них изображенных

Современных ересей и сект существует ныне, увы, великое множество. С их помощью лукавый пытается отвести человека от истинной веры, навязывая идеи бесовские — например, непочитание Божией Матери, непочитание святых икон. Еретическая мысль о том, что нельзя изображать Господа на иконах, что свв. иконы, дескать, не нужны в храме, свойственная многим протестантским сектам, отнюдь не нова, дорогие мои. Развенчивая «доводы» иконоборцев, Церковь святая на седьмом и предшествующих соборах четко и ясно устами святых отцов определила необходимость почитания святых икон. Были опровергнуты схоластические бесплодные умствования о том, что свв. иконы — это «грубый материал, доски, краски», на коих, дескать, нельзя изображать Спасителя и Христа и Господа, Распятие и Божию Матерь. Седьмой Собор ясно и точно определил, что мы поклоняемся не грубому материалу, а первообразу, изображенному в красках. Видимое изображение необходимо — равно как, дорогие мои братья и сестры, и человек состоит из души бессмертной вечной и из тела, форму которого дал ему Творец: человек — и телесен, и духовен, и телесное воплощение необходимо его бессмертной душе для существования в сем материальном, окружающем, также созданном Творцом мире. Помните ли, как в Ветхом Завете является Аврааму Господь у дуба Маврийского — в виде трех путников, трех ангелов? «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт. 18: 1 — 2). Невозможно человеку зреть Бога, как сказано в Священном Писании, но образ Троицы Святой в этих Трех Ангелах, в трех путниках, которые пришли к Аврааму — Он ясно был явлен. Людям, верующим в Святую Троицу, их телесным очам дан был явлением Трех Ангелов тот образ, через который умозрительно, очами духовными они могут прозреть Святую Троицу — как и прозрел Ее и святой Авраам. Также было и явление Господа как Царя всех царей Исаие-пророку для того, чтобы прозрел он очами духовными, что есть Господь Бог: «И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.: 6:5). Господь Бог — превыше всех царей, превыше всех земных царств, превыше всякой любой власти, которая устанавливаема на этой земле, и Исаия свидетельствует об этом: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?… И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю» (Ис. 44:6—7, 8). Господь являл Себя много раз и Моисею, как вы знаете, и это было особое Явление, потому что человек не может видеть Создателя. Источник Божественной благодати Божией был являем человеку через видимое так и настолько, насколько мы можем воспринять Его человеческим своим недостоинством, превозмогая свою человеческую греховность. Так же были и явления Божественные святым угодникам Божиим — свидетельствования о Боге. Так же и ангелы являются людям в облике человеческом, хотя они — суть бесплотные духи. Оттого и изображения серафимов, херувимов и других ангельских чинов на иконах таковы, как они являемы были пророкам, их первообразы передаваемы иконописцами через умозрительное человеческое восприятие. Святые иконы передают человеку свидетельство о том вечном духовном архангельском и ангельском мире, который отнесен к миру иному, горнему, вечному. В мире вечном все существуют в некоем духовном свете, недоступном для нашего человеческого восприятия здесь, на земле. Когда человек уходит из этой земной жизни, когда освобождается, как говорят святые отцы, от оболочки телесной, то предстает в совершенно новом состоянии, которое описать впрямую невозможно силами ума человеческого — и описываемо на земле это бывает для нас только языком образов, языком иконописным. Важно то, дорогие мои, что безымянные монахи-иконописцы передавали нам, живущим во плоти, первообразы не своим умением и желанием, но по нисходившей на них благодати, руководствуясь учениями свв. отцов.

Потому ересь иконоборчества заключала в себе диавольскую природу, уловление душ христианских за ради того, чтобы человецы совершенно забыли установления ветхозаветные, богочеловеческую природу Второго Лица Св. Троицы, Сына Божия — и отреклись от триединства Св. Троицы.

Пророку Даниилу в Ветхом Завете Бог Отец является в виде старца. Пребывая здесь, в земном тварном мире, пророк не может воспринять, увидеть непосредственно ту Божественную сущность, которая доступна в мире горнем ангелам. Но «даровал Бог четырем отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан. 1:17). И оттого происходят у св. Даниила «пророческие видения головы своей на ложе своем». Пророк видит: «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан. 7:9). И здесь же ветхозаветному пророку было явлено и Второе Лице Св. Троицы: «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7:13).

Иконоборцы, отвергавшие передачу первообраза через св. иконы, в своих еретических воззрениях отвергали и евангельские истины — ведь Господь принял человеческий образ для того, чтобы мы, приняв душеспасительные святые Таинства, Его Плоть и Кровь, спаслись и перешли в ту Вечную жизнь, которую Он показал после Воскресения Своего.


Что изберем мы в будущей жизни?

Церковное предание и современные нам свидетельства приводят много назидательных примеров снисхождения Господнего к нашей земной немощи — ради того, чтобы образно и умозрительно представили мы жизнь Вечную и вострепетали перед ней.

Человек некий в Петербурге в 19-м веке увлекался театром, но был глубоко верующим человеком, ходил и в храм. Однажды приходит он в театр, а там — спектакль, кощунственное изображение Страшного суда, с картинами извращенности человеческой, с лицедейским представлением Ангелов и других Сил Небесных. И для души его стало это страшным оскорблением. В смятении выбежал человек из театра. Через два дня этот театр сгорел полностью, а человек заболел так, что окружающие думали, что он уже умирает. Так провел он в болезни два месяца, причастился затем святых Христовых Таин. И после, в некоем забытье, как бы предсмертном, почувствовал всемерное облегчение, себя — совершенно свободным, и видит свое тело лежащим, а себя, душу свою — перешедшими в совершенно новое, совершенно иное состояние. И появляются два ангела в белых одеждах, говоря ему: Пойдем с нами, чтобы узреть, что ты изберешь в будущей жизни.

Сначала кажется ему, что идут они через какие-то театральные, зловещие ущелья, и смятение наступает в его душе. А еще ниже, вслед за этими ущельями, что же видит он? — видит огромное пламя, печь пылающую, и множество стонов, плач, скрежет доносятся из закрытой печи. И сквозь щели виден в печи страшный огонь, который пожирает живых людей, которые стонут, плачут, терзаются. И спрашивает он у ангелов — что это такое?.. Отвечают ему: Здесь те, кто не радел о своем Вечном спасении, кто променял данный Богом дар быть безгреховным, вместо этого в жизни взяв то, что было от диавола. Эти люди сами избрали свое будущее, и это никогда не прекращающееся пламя — вечное. Человеческая душа — безсмертна, по тому, как человек определится в земной жизни, к благому, к доброму или ко злу, соответственно, то и пожинает он в вечности… (И сие можно изобразить, такое изображение Страшного суда есть и в этом храме, есть и в Троицо-Сергиевой лавре, где в трапезной на западной стороне храма вся стена в изображениях этих страшных вечных мучений. Когда иконописец изображает ад, то это тоже образное, умозрительное в красках представление об аде. Ни один художник, ни один иконописец не сможет изобразить доподлинно немыслимые муки ада, но иконописное изображение настраивает нас к тому, чтобы мы исправляли свою земную жизнь). И вот тот человек, посещавший театр, о котором рассказывает нам предание, увидел, что ангел неожиданно взял одного из горевших в печи, вынул из пламени пышущего. И постепенно обугленный — белеет, превращается в человека красивого, светлого. Несут ему светлые одежды и одевают его… И объясняет ангел, что на земле за грешника этого молились близкие, постоянно на Божественной литургии вынимали иереи частички из просфоры, за него подавали милостыню, — и вот эти слезы и молитвы близких и тех, кто знал его, вызволили грешника из такого страшного состояния…

Жизнь человеческая продолжается и после смерти. Нам нужно это помнить, помнить о том, что все мы — в руце Божией. Сейчас мы много видим потрясений для человека, таких, как цунами или ураганы, землетрясения; с другой стороны — происходят и полеты в космос, изучаются другие планеты; но средства массовой информации не способны дать духовно верную оценку всему происходящему. Они не видят силы Божией за земными потрясениями, повторяют греховные басни о «могуществе человеческом», о способности человека «переустроить» землю. Даже криминальные сюжеты, свидетельствующие о нравственном падении человека, не становятся поводом для переосмысления нашей жизни, из которой ушли дарованные нам Творцом вечные духовные ценности. А ведь вся наша краткая земная жизнь — всего лишь предисловие, преддверие иной, вечной жизни… Мы слабы и немощны, и в храм-то Божий ходим, когда придется, — вспоминая о нем лишь на Пасху да на Рождество, оттого и не вникаем в суть своего бытия, и как еще и еще раз предупреждение нам, призыв опомниться, — и происходят на земле все, ужасающие нашу душу, потрясения.

Торжество Православия — в единстве вокруг Св. Церкви

Святая Церковь всегда призывала и призывает нас к духовному вокруг нее единству. Вне этого единства душу человеческую в свои тенета попытаются уловить умудренные самим сатаной лжеучители. Ничего не изучив и не зная самих основ православной веры, эти поистине сораспинатели Христа распространяют тлетворные лжеучения, порою прикрываясь одеждой православной. Недавний пример, бывший на нашей сибирской земле — образует такой лжеучитель некое общество, якобы — православное, сам ничего не понимая решительно ни в Православии, ни в церковной истории — призывает всех и вся, даже и депутатов местных: «Давайте будем строить храм всех религий» (!!). Это подлинно торжество диавольской лести и диавольских ухищрений в нашем мире… И еще раз я повторяю, дорогие мои — не созданный Творцом по Его законам мир мы должны изменять, а сами духовно в этом мире обновляться раз и навсегда данным нам наследием Православия, которое и утверждается ныне.

Сегодня — праздник Торжества Православия. Велика мудрость святых отцов, которые тогда же, в 843 году, после 7-го Вселенского собора и соборов предшествующих установили, чтобы в назидание грядущим столетиям и тысячелетиям христиане всегда в первую Неделю Великого поста, в первое воскресенье, совершали чин Торжества Православия. Будем же радоваться великому счастью — этой возможности действительно православно торжествовать, молиться той молитвой и получать те святые Таинства, которые изначально даны нам от Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И сегодня, в этот святой день, помолимся усердно о вразумлении тех отступивших, ушедших и уходящих от православной Истины, которые не понимают, куда идут, не понимают, за кем идут, представляя себе веру как просто «философию», «философское течение». Упаси, Господи, от этого.

Все мы перейдем в иной мир. Тот человек, которого после театрального представления и болезни посетило видение Страшного суда, проснулся обновленным. Показав ему муки адовы, ангел сказал: «Выбирай или эти тенеты и эту печь горящую страшную, или ту Радость и ту Славу, которые тебе дает Господь через Церковь Святую. Не увлекайся тем, что отторгает тебя от славы Божией подлинной и от достоинства человеческого, а подлинно будь христианином…» И вот — все уверены, что человек этот уже умер, готовятся к погребению его, а он возвращается к Жизни и после этого становится иноком, идет в монастырь и там всю свою жизнь спасается.

Я не призываю вас, дорогие мои, к тому, чтобы все становились иноками и уходили во спасение свое в монашеские обители. У каждого свое, особое призвание, но в жизни нашей все должно быть благообразно, все должно быть в осознании той любви Божией к нам, грешным и недостойным, небрежение которой — есть равнодушие к храму Божию, ко всему тому, что Господь установил, равнодушие к нашей безсмертной вечной душе. И молитвенная цель всей нашей жизни — сподобиться этой великой милости Божией через исполнение заповедей и помощь Божию здесь, на земле, а, значит, — добиться и Вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.