Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси опубликован текст ставленнического слова, с которым обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям архимандрит Филарет (Гусев) при наречении его во епископа Канского и Богучанского 23 марта 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре.
Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
Ныне искусом и Вашим избранием Промыслитель и Создатель человеческого рода Всещедрый Господь призывает меня воспринять благодать архиерейского служения. Ступая на путь архипастырского послушания, я с трепетом внимаю словам Спасителя, обращенным к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел Вам…» (Мф. 28:19-20).
Сегодня Господь определяет мне служение на святой земле Сибири, которая прославлена целым сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своей молитвой благодатный Сибирский край. Они явили истинную любовь к Богу подвигом своей жизни, их молитвенный покров по сей день ощущает каждый вопрошающий о помощи.
Моя родина — древняя Тверская земля, а малая родина — Удомельский край. Этот дивный край имеет прекрасную историю. Я благодарен тем поистине исповедникам веры, которые, несмотря на сложности советской эпохи, делились со мной плодами своей духовной жизни. Благодаря им я с юных лет осознал, что без Бога жизнь теряет смысл и Церковь является тем спасительным институтом, который открывает дверь в вечность. Именно тогда я принял решение стремиться стать в будущем служителем Алтаря Господня, откликнувшись на слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). Это способствовало моему поступлению в Московскую духовную семинарию, под благодатный покров преподобного Сергия Радонежского.
Здесь, в Троицкой обители, проходило мое духовное становление. Неописуемые радость и торжество были присущи моему сердцу в период обучения в Московской духовной семинарии. Тяга к получению знаний и стремление послужить знаниями миру способствовали продолжению моего обучения на историческом факультете Тверского университета, а затем и в Санкт-Петербургской духовной академии. Любое знание должно подкрепляться благодатью Божией, способной сделать его полезным для окружающих. Сегодня, предстоя перед Вами, богомудрые архипастыри, я осознаю, сколь немощен человек со своими знаниями без благодати, которая помогает всецело следовать Христу.
Многому меня учит земной подвиг моего небесного покровителя святителя Московского Филарета (Дроздова), который в своей жизни был чужд стяжания земного и сердце свое устремлял горе, приобретая мудрость житейскую. Своим примером он показал, что епископское служение не является авторитарным механизмом управления церковной общиной, оно призывает архипастыря быть мудрым благоустроителем жизни во Христе, а не бичом Божиим. Иоанн Златоуст, размышляя о достоинстве епископа, говорит: «Епископ должен быть неусыпно бодрствующим, имеющим попечение не только о своих делах, но и о том, что касается других — он должен бодрствовать, пламенеть духом… в большей мере нести труды и обязанности, нежели полководец, который день и ночь обходит воинство, обо всем иметь заботу и попечение» (Иоанн Златоуст. Беседа 10-я на 1-е послание к Тимофею).
Принимая послушание от Вашего Святейшества на столь ответственное служение, я не могу не вспомнить своего авву и духовного наставника митрополита Тверского и Кашинского Виктора, который всегда учит меня послушанию Матери-Церкви в лице Ее Священноначалия, принимать любое служение с кротостью и смирением как волю Божию, невзирая ни на какие трудности предстоящего делания. Я искренне признателен митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону, который с отеческой любовью принимает меня во вверенную его управлению Красноярскую митрополию, и надеюсь оправдать его доверие.
Мудрое управление Русской Церковью под Первосвятительским омофором Вашего Святейшества способствует тому, что происходит процесс разукрупнения епархий. Образуются новые полноценные епархии, в которых уже сейчас начинает протекать церковная жизнь, исполненная новыми импульсами. Перед нами стоит задача полноценного окормления всех православных общин верующих, которые сформировались в России и за ее пределами. Формирование новых епархий не является процессом разделения, а наоборот, объединяет всех нас вокруг общих дел, которые должны коснуться души каждого человека, чающего Христова утешения. Вызовы сегодняшнего дня заставляют нас прилагать немалые усилия для противостояния процессам духовной деградации человека. Сегодня как никогда важно воспитать в людях ценности христианского мировосприятия, которые были дарованы Самим Спасителем мира и которые делают мир счастливым, радостным, полным оптимизма. Для того чтобы зло не уничтожило человека, чтобы не погиб он для Царства Небесного, создал Господь Свою Святую Церковь, которая есть «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
Призываемый сегодня к высокому служению в архиерейском чине, я прошу ваших молитв, богомудрые архипастыри, дабы неосужденно принять на себя достоинство епископа Церкви Христовой и предстоять в молитвах за вверенный мне народ Божий. Со смирением и покорностью приемлю свое избрание и преклоняю свою главу, чтобы Божественная благодать, «немощная врачующая», через возложение Ваших рук удостоила меня быть преемником святых апостолов в епископском служении.