По окончании Божественной литургии в Воскресенском храме города Красноярска, которая была совершена 16 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие мои братья и сестры, мы с вами считаем себя верующими людьми и в силу этого встречаемся в храмах, исповедуемся, причащаемся. Но, возможно, кого-либо из нас посещает грусть, мы задаемся вопросами: «А нужен или нужна я Богу? Слышит ли Господь мои вопросы? Принимает ли Он мои молитвы и отвечает ли на них?» В сегодняшнем Евангелии от Марка мы услышали Божественные откровения, что Бог с нами, со всем родом человеческим, и никто пусть не заблуждается, думая или утверждая, что Бог не видит, не слышит, не принимает участия в жизни людей или вообще Его нет. Это величайший самообман.
Господь идет по зову Иаира, начальника синагоги. Его дочь тяжко больна и вот-вот умрет. Надежда одна на Иисуса Христа. И Господь идет к его дому.
Мы с вами знаем, что Господь принял образ Сына Единородного, Сына Божиего, образ Спасителя мира Иисуса Христа. И видимая часть, которая близка нам по восприятию, — это плоть Господа. И на иконах Его, когда мы их созерцаем и молимся, то воспринимаем Его, как Божественное явление в человеке. Так оно и должно было быть, и есть. Сам великий Бог является к нам, чтобы спасать и врачевать нас.
И пока Господь шел к дому Иаира, к нему подошла женщина, которая была другой веры, даже, скорее всего, язычница, она страдала безостановочным кровотечением. Женщина умирала от этой болезни, теряла силы, и она слышала о Христе немало, и сама себе сказала: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (Мк. 5:28). И совершается чудо, то, что дается только верующему человеку. И «тотчас иссяк у ней источник крови» (Мк. 5:29), как пишет Евангелист Марк.
Господь откликнулся: «кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк. 5:30). Ему ответили, что тысячи людей, которые были вокруг, могли прикоснуться. И женщина сказала Господу о беде, и Господь простил ей грехи, которые были причиной ее болезни. И два великих деяния совершает Господь — показывает пример, как мы должны жить, прощать наших обидчиков, кажущихся врагов, как находить в себе силы просить прощения за нанесенные обиды нами и нам. И в то же время это пример всем болящим любыми болезнями, как нужно их врачевать: не только обращаться к врачам, хотя мы обязаны ходить к ним, — но без Господа никакую болезнь не победим, не продлим ни одной минуты своей жизни. Врач — Господь Иисус Христос, исцеляющий через веру.
Мы думаем, что Бог нас не слышит, не чувствует, но не замечаем, что каждый день Господь посылает и здоровье, и кусок хлеба, и утешение, и врачевание, и много что еще каждому из нас. Бог проявляет заботу о нас. А мы должны открыть свою веру для себя и, в первую очередь, говорить себе то, что сказала эта женщина. Кровоточивые люди, считается, нечисты, они не имеют права прикасаться к святыням. Народ мог и растерзать за нарушение, ведь Иисуса Христа принимали за пророка, хотя и не чувствовали Его Явление. И нечистая женщина коснулась Господа и, боясь, открылась перед народом, но никто ее не бил и не терзал.
Нет ничего пред Богом нечестивого, если это не открытое кощунство в виде сатанизма, атеизма, отрицания Бога, борьбы с Богом. Таких много людей было и будет. Это отрицательное признание Бога, которое открывает дорогу к смерти.
И Господь сказал той женщине: «дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34).
Есть люди, которые вместо того, чтобы прославить Господа и увидеть в нем Спасителя мира, только спросят: «Кто это такой?». И, может быть, это упрек знатокам закона, духовного, философского и научного, которые, к сожалению, не говорят о силе Божией. Они не говорят сердцу человеческому о Боге, а должны бы, ибо наука — величайшая помощница проповеди о Господе. Она открывает чудные дела Бога. Но Господь показывает, как ослеплены могут быть люди.
Сердце человеческое не выдерживает и кричит: «Помогите мне кто-нибудь!». Когда человек не знает дороги к Богу, тогда «кто-нибудь» и появляется, и демон помогает уйти в ад, но большей частью Господь помогает нам найти путь к вечной жизни, по любви к нам. О вере многие знают, философы, люди искусства, но не принимают это знание как свидетельство веры, бытия Бога и Его участия в нашей жизни.
Иаир был верующим человеком, но законником, и не помог ему закон и его сила спасти дочь. И, наверное, он даже не молился от горя, а должен был молиться. Он позвал Господа: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» (Мк. 5:34). Господь пришел в дом Иаира и сказал: «Что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит» (Мк. 5:39). Он взял девицу и сказал: «Девица, тебе говорю, встань». (Мк. 5:41). Господь помолился и показал пример, что может спасти от смерти.
Евангелист Марк сочетал два великих деяния Господа, каждодневно совершающихся и мало кем замечаемых. Но для верующих, как в первом, так и во втором случае, важно веру использовать с трудом молитвы, тогда душа наша защищена будет от всякой смерти. И под простым психическим воскрешением, возвращением к жизни скрывается глубокое духовное откровение для верующих.
Мы с вами не найдем в других религиях таких чудес, потому что вера есть у каждого человека, а чистая вера только у Иисуса Христа и только от Него. Она доступна всем людям, но христианам она дана вместе с жизнью, и особенно православным. Все христиане имеют право на спасение, но православные за верность Господу, Церкви получают в награду терпение, а с терпением — радость ощущения, а иногда и чувство реального присутствия рядом стоящего Господа Иисуса Христа, Который не оставляет наши слезы, озлобление, наших детей, усопших, весь мир человеческий.
Этому мы учимся в храме в совместной молитве, и это нам открывает Господь в таком семейном кругу верующих людей в местах молитвы.
И пусть никто не говорит, когда бывают сложности в бизнесе и семейных делах: «Бог меня оставил». Не оставил! Пример тому — случай с кровоточивой женщиной. Мы так же должны смело идти, с открытыми глазами и серьезным намерением получить от Бога помощь, исцеление, врачевание, участие в нашей жизни. Тогда радость благодарности будет сама исходить из наших сердец ко Господу, к миру святых Божиих, которые шли тем же путем, что и мы с вами. Аминь.