По окончании Божественной литургии, которая была совершена 8 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы и обретения мощей блаженной Матроны Московской (1988), в Михаило-Архангельском соборе города Железногорска, Митрополит Пантелеимон произнес проповедь:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали два чтения, и они очень важны для нас с вами, чтобы понять, почему мы с вами — верующие, молимся дома и в храме, и что происходит с рядом живущими людьми. Мы прекрасно видим, как мир очень быстро меняется и спешит вниз по наклонной, словно снежная лавина. И только верующие держатся за вершину, где крепко лежит ледник, где свет, где царит безопасность — они держатся за Бога, за Небо.
Мы созданы из плоти и крови, страдаем, болеем, влюбляемся и расстраиваемся, умираем, хороним близких и детей — все это оставляет след в человеке. Но у одних этот след превращает в нечто каменное и злое сердце и ум, в ловушку, а у других сердце становится жилищем Божественного Духа Святаго, домом Божиим. И такие люди почти неуязвимы, они называются православными христианами. Они православные потому, что правильно славят Господа. А как правильно славить? Читать утренние и вечерние молитвы, ходить в церковь, причащаться, исповедоваться — все это нужно и очень спасительно. Однако и жить нужно по-христиански, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, и быть преданным своей религии, вере, крепко держаться за Бога. Потому что никому в мире не открыта великая тайна, истина, правда о самой правде, что она такое и что есть законность. И никому в мире не открыто знание о вечной жизни, которую имеют верующие.
Мы сегодня читали строки, посвященные памяти Григория Паламы, который доказал католическому монаху, пришедшему на Афон, истинность молитвы православной братии. Он одержал духовную победу и стоял в истине веры до скончания своих дней. А мы с вами проходим время Великого поста, когда обязаны культивировать, взращивать, как сад, внутри своего сердца преданность Господу Иисусу Христу, Богу и своей личной вере, которая открывает нам Бога и которая отличает нас от живущих рядом, даже в семье. Ибо каждый верующий уже есть помазанник Божий, а пост показывает и принадлежность к духовному царскому священству всего народа Божиего.
Сегодня мы слышали слова о соблазнителях мира, которые показывают своим примером другой путь. Это могут быть люди искусства — разве в театрах и на экранах телевизоров нет убийств, кровопролитий, разврата? Есть. Разве в городе Железногорске нет наркомании и тех, кто ее распространяет? Есть. Разве нет у нас лжеучителей сектантских направлений? Много их в Железногорске. И недалеко Красноярск, где даже в школах ведут борьбу против Христа и не хотят открыть детям не то чтобы религию, а историю своей страны. Так им легче, но они забывают, что сказал Господь об учителях, которые обманывают: что лучше бы повесили им мельничный жернов на шею и потопили их во глубине морской (Мф. 18, 6).
И разве верующие, живущие в этом городе, не видят или не слышат, что происходит с нашим народом? Мы должны с вами открывать себе, особенно во время поста, что мы не самые хорошие — мы самые грешные. Но Бог ждет наших молитв за весь мир. Кто-то может считать нас безумцами, но апостол Павел сказал: «Мы безумны Христа ради» (1Кор. 4:10). Мы как изгои, нас гонят, мы терпим поношение, а что дается взамен? То, что мы называем Царство Божие, а на земле оно есть в нашем сердце — наша вера. Мы должны с вами видеть, понимать и терпеливо прививать обществу своей жизнью христианский образ жизни. Должны видеть все, и диавол, в первую очередь, что мы христиане и православные. И избранничество наше — от Духа Святаго, оно — то же, что и у царя Давида, Авраама, Исаака, Иакова. Оно выше, потому что нам доступны Тело и Кровь Христа Спасителя, данные для того, чтобы нам все время жить в покаянии, в очищении своей души и жизни. Чтобы не доказывать с гордым видом правоту, а жить по правоте. Об этом Господь нам и говорит: чтобы мы не страдали пустым, неугодным Богу страданием, что нас обижают или презирают за веру или не понимают; а чтобы мы радовались, что свет веры освещает нас. И мы знаем, как нам поступать, чтобы все греховное из своего сердца изживать. Мы не говорим, что мы уже спасены, мы говорим, что спасаемся, потому что можем попасть в лапы диавола, в соблазн и тяжко согрешить. Но нельзя медлить в покаянии, когда грех совершается, надо изменять в себе все греховное на святое.
Отсюда становится ясно: истинно верующему человеку понятно, что такое закон, как простой государственный, который нужно исполнять, так и высший, духовный закон Христа, по которому мы обязаны жить. Тогда больше будет в храмах малышей, многие сердца будут открываться Господу. И самое главное — нам открыт путь в бессмертие и светлую жизнь, у нас нет безысходности. А все что лживо, строится с величайшим искусством соблазна, да такого, чтобы человека поработить, сделать рабом греха, ада и диавола. Мы должны различать зло, и нам эту способность открывает Господь Иисус Христос, Церковь. И эти знания приятны Духу Святому, Он собирает нас на Литургию, на молитву, как воинство Христово, как детей Божиих, чтобы мы славили Господа, напитывались духом терпения и сопротивления греху и демоническим силам, которые разрушают человека, что мы и видим в обществе. А верующие ограждены, они не строят стены и не воздвигают крепостей, сам Господь хранит их души, и особенно это мы чувствуем в Великий пост. Хранит потому, что живет в них, — и мы обязаны хранить эту преданность, — молитва, которая дает силы укреплять веру в нашего Господа и в собственные силы для спасения жизни на земле и в вечной жизни. Аминь.