Новости, Проповеди

Митрополит Пантелеимон: вера дается нам для вечной жизни, для утешения и исцеления


22 марта, по окончании Божественную литургии в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Красноярской краевой клинической больнице, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:

— Сегодня, братья и сестры, мы читали два евангельских повествования. Одно — посвященное, как всегда, воскресному дню, а другое — памяти сорока мучеников, замученных за веру Христову. И в том, и в другом повествовании раскрывается сила веры в Бога.

В евангельских притчах мы видим людей, болящих физически, это и паралич, и проказа, и кровотечение, и — скорбных духом. Страшная болезнь — поражение души человека. И он не всегда в силах сам избавиться от этого недуга.

Когда отец бесноватого юноши привел к Иисусу Христу своего сына, Господь спросил: «как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22).

И Господь сказал: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23). Тогда отец отрока воскликнул: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Он всегда веровал, точно так же, как и мы с вами, но демон не оставлял его сына. И он считал, что его вера слаба. Поэтому он и пришел за помощью к Господу. А для нас с вами открывается наша суть — мы, как этот несчастный отец, все веруем, но восклицаем: помоги, Господи, нашему неверию, чтобы побеждать своих бесов, свои болезни и свои грехи. И Господь нас и наших близких исцеляет.

Второе повествование перекликается с первым. Оно о том, как один господин нанимает работников в виноградник, договорившись с ними «по динарию на день» (Мф. 20:2). Одни пришли с утра, вторые позже — та же самая плата. Последние пришли около одиннадцатого часа, но, когда солнце садилось, все получили, как договаривались, по динарию. И тогда пришедшие первыми возмутились: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:12). Был получен справедливый ответ: «не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе» (Мф. 20:13-14).

Последние получили как первые, и первые — как последние. Это — о том же самом. К Богу приходят с младенчества, когда приводят родители; к Богу приходят в среднем возрасте, будучи студентами, служа в армии, трудясь; к Богу приходят в пожилом возрасте, а награда одна — Царство Божие. Неважно, когда ты уверовал, вчера или, по молитвам родителей, будучи младенцем, но сказано: «много званых, а мало избранных» (Мф. 20:16). Значит — все верующие равно избраны Господом.

В наших с вами душах, сердцах вера в Бога — это не кусочек хлеба, который мы съели, и он держит наши силы, а это то, что держит нас и без хлеба, и без воды, и когда болеем, и когда веселимся, и когда испытываем горести, это — дар Божий, данный нам по особому божественному желанию.

А зовет Господь весь мир. Стоит на большом городском проспекте храм, и все его видят — пожилые и юные, мужчины и женщины. Сколько же их проезжает, проходит мимо. Вдруг кто-то один останавливается и заходит в храм. И потом он всю жизнь уже пребывает с Богом.

Для чего Господь это делает? Для того, чтобы мы не потеряли свободу и не впали в рабство. Через свою внутреннюю свободу и согласие мы радуемся, что Господь призвал нас и дал нам веру. Глядя на нас, может быть, в каком-то ищущем Бога человеке проснется призвание, и он придет в святой храм, к святому Православию.

Но вернемся к первому повествованию. Наши силы обращаются к Господу, потому что вся полнота нашего спасения, врачевания от болезней — в руках Божиих. Мы никогда не знаем конечного результата. Он нам открыт в заповедях Божиих, в церковном богослужении. Но мы знаем о недостатках своих, поэтому говорим: веруем, Господи, помоги нашему неверию, чтобы нам не утратить избранничество, не потеряться в этом грешном мире.

Сегодня праздник сорока Севастийских мучеников. В Армении есть прекрасное озеро Севан — рядом удивительные горы, Кавказ, красота земная. Там во времена Римской империи, во время гонений на христиан соправителя императора Ликиния, приняли решение отдать жизнь за Иисуса Христа сорок верующих воинов. И случилось затем так, что жители всех окрестных городов и селений приняли Христа — сорок человек погибло, а тысячи уверовали. Враг рода человеческого не достиг своей цели, люди не устрашились.

Это случилось во время Великого поста. Известно, как в России полюбился этот праздник. Наверное, по той простой причине, что уж очень много нашим предкам, да и нам теперь, приходилось переживать за свои жизни, за близких, и жертвенно отдавать жизнь и за веру, и за свободу Отечества, за правду, за истину и за справедливость. Всегда православный российский народ ждал этого праздника, связывая с ним определенный духовный успех своего личного подвига во время поста и борьбы со своими грехами, недостатками, со своим маловерием.

Теперь, братья и сестры, мы сделаем с вами простой вывод: Господь дает веру не для обогащения, не для славы земной, а вера дается нам для вечной жизни, для утешения, исцеления и для свободной жизни от козней диавола, греха и смерти.

Одно мы с вами твердо понесем в наших сердцах — это знание, что мы избраны Господом для вечной жизни. Господь видит наше неверие или слабоверие, и мы не должны стыдиться или бояться такого состояния. Пример этому — несчастный отец бесноватого юноши. Сила его веры привела его ко Иисусу Христу, помогла победить все предрассудки и все невежества, которые окружали его и не допускали ко Христу. Одна вера лишь изгнала демона, и Господь пошел навстречу. Так и мы в жизни — когда чего-то не хватает, именно духовного, только верой можем получить недостающее, обрести на всю нашу вечную жизнь. Аминь!



См. также:

Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся