Новости

Владимир Легойда: Неверно утверждать, что художник в принципе не может никого обидеть или оскорбить


Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, выступая в программе В.Р. Соловьева «Воскресный вечер», заявил, что хотя художник, безусловно, имеет творческую свободу, он не может игнорировать тех, кто считает себя оскорбленным его произведениями.

«Конечно, когда художник творит, он свободен, и никто не вправе навязывать ему законы, в соответствии с которым он должен создавать свое произведение. Но вместе с тем, неверно утверждение, звучащее в последнее время все чаще, что художник в принципе не может никого обидеть или оскорбить», — заявил В.Р. Легойда.

Представитель Церкви напомнил, что Сергей Довлатов в свое время писал: всякая литературная материя состоит из трех частей — из того, что автор хотел выразить, того, что он сумел выразить и того, что он выразил, сам этого не желая.

«Конечно, режиссер-постановщик имеет полное право на какое-то свое видение того или иного произведения, хотя, разумеется, у каждого произведения есть авторский замысел. Другое дело, что зрители могут быть обижены какой-то чересчур неуважительной трактовкой», — добавил он.

«Здесь важно то, как поступает художник после того как он получил негативный отзыв от аудитории. Допустим, он не хотел оскорбить. Что должен сделать культурный человек, — а мы исходим из того, что режиссер — культурный человек, — когда ему сотни и даже тысячи зрителей говорят: «вы нас обидели»? Две вещи: во-первых, это, безусловно, извиниться, подчеркнув, что он не хотел обижать, и, во-вторых, по возможности убрать причину обиды», — подчеркнул председатель СИНФО.

«В русской литературе, в русском искусстве были безусловные гении, которые определяли развитие мировой литературы на целые столетия вперед. Гении всегда резонируют с народом. Возможно, они делают это неосознанно, но они не могут не резонировать. Только такой художник — настоящий гений, только он способен пройти проверку временем. Именно потому так важна поддержка классики — потому что это прошедшие испытание временем произведения», — заключил В.Р. Легойда.