25 сентября Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон в эфире телекомпании «7 канал Красноярск» дал интервью автору программы «Спортивный клуб» Гору Георгяну. Публикуем выдержки из вышедшей сегодня в № 146 (3249) газеты «Городские новости» текстовой версии интервью.
Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон на разговор про спорт согласился сразу. Он своих предпочтений никогда не скрывал: тепло относится к хоккею с мячом, два года назад даже приехал на тренировку хоккейного «Енисея» и благословил команду, а футбол, по его признанию, настораживает. Современный спорт с допинговыми скандалами, духом вражды, хулиганами — противоречивое явление. Потому отношение Церкви и, в частности, Митрополита к нему довольно сложное.
— Владыка, как Вы относитесь к спорту?
— Спорт — это серьезная и очень важная часть человеческой жизни. Во все времена от сотворения мира это явление наблюдалось, культивировалось в разных цивилизациях, даже далеко оторванных и не знающих друг о друге. Скорее всего, чувство принадлежности к этому явлению пришло к человеку от самого Создателя. Человек должен работать над собой. И должны быть определенные условия, помогающие вырабатывать такие качества, как мужество, терпеливость, честь, благородство.
Это не пустое увлечение, не праздное желание показать себя, блеснуть. Спорт помогает воспитывать человека в духе терпимости. Я не буду говорить «толерантности», мне не нравится это слово. В духе терпимости и, наверное, понимания, что человек человеку все же брат и друг. Вот такой мой вывод и подход к той части жизни, которая называется спортом.
— Вы как-то сказали: «Сейчас уже важна не физическая сила и красота, а золотой телец». Что Вы имели в виду?
— Я сравниваю то, что есть сегодня, и то, что было в моей юности. Я жил в Советском Союзе. Были периоды, когда мы ночами смотрели хоккей и другие виды спорта. Но тогда не звучали слова «деньги», «доходы». Даже в Америке и Европе. Сегодня они звучат прямо наглым и бесстыжим образом. Речь идет о торговле спортивными достижениями. Ничего не стоит в национальную команду взять человека рождением и происхождением из другой страны, континента. Главное, чтобы приносил успех русскому спорту или, например, английскому. Я не так воспитан. Если национальная команда, значит, должны быть все россияне. У нас много национальностей. И так же было в Советском Союзе!
Сегодня уже не радуются достижениям спортсмена. А считают деньги. И выплывают потом миллиардные суммы и даже кровавые разборки. Спорт превращается в гладиаторскую арену, рабский труд. Как в Римской империи. Мы скатываемся к дикому, языческому в самых худших формах восприятию спорта.
Вызывает личную тревогу, когда спорт становится врагом здоровья человека. Когда так трудится он над достижениями, а не над телом и здоровьем, что после завершения выступлений не выходит из больничных палат. А ведь всегда говорили, опять возвращаюсь к своей молодости: «В здоровом теле здоровый дух».
Ну, и о допингах, которые теперь, как чашку кофе выпить. Стали так свободно приниматься запрещенные препараты, что даже и не рассуждают теперь. Поймали — ну, поймали. Дисквалифицировали — и ладно. А где же честность? Где же тот героизм и подвиг, который заложен великими олимпийскими началами, великой Грецией? Допинг — смерть спорта!
И придет время, когда останутся только монашеские упражнения — поклоны. Вот и будут соревноваться.
— В Тверской области есть священник Сергей Акимов. Он профессиональный боксер. Регулярно выходит на ринг. Как Церковь относится к тому, что ее служители занимаются профессиональным спортом и, в частности, боксом?
— Расскажу одну историю. В 1980-е годы я учился в семинарии в Ленинграде. А рядом была большая воинская часть. Уже после богослужения в воскресенье солдаты выходили во двор и кричали: «Эй, попы, выходите в футбол играть!» И наши семинаристы бежали. Я, конечно, был противник этого. Ну, так, по-доброму. Мужской азарт, конечно, где-то должен выходить. Однако для священнослужителя есть грани.
Но в настоящее время есть и священники-рокеры. Причем в Красноярске. Есть футболисты. Есть и боксеры. Отношусь к этому с тревогой. Не теряют ли они божественного призвания своего священнического долга? И не путают ли они божественное призвание со спортивной страстью? Служение Церкви, как бы к священникам ни относились, требует жертвы. И жертвы иногда существенные. В том числе и в спортивных воззрениях и устремлениях.
— Три года назад Вы посетили тренировку хоккейного «Енисея». Подарили икону Георгия Победоносца. Почему именно хоккейный «Енисей»?
— У меня теплое отношение к хоккею. А здесь же еще русский хоккей. С мячом. Есть периоды, когда свою нацию, свой народ, свою страну надо опекать и любить даже националистически. Не с оружием в руках. Имею в виду все, что связано с национальным выражением народа. И русским хоккеем занимаются в Красноярске много детишек, подростков. Как же за них не молиться?
И потом там прекрасные тренеры. Они чувствуют, что они с детьми. Не с дядьками, которые миллиарды зарабатывают в футболе, проматывают, а потом страну продают, уезжают. А это те, которые герои нашего времени.
И вот тогда, пообщавшись, пришло мне дать какое-то существенное духовное начало, чтобы сердца спортсменов наполнялись героизмом. Уважением к своей нации, языку, культуре. А что может священник дать? Молитву, благословение. Икона в христианстве занимает особое место. Как носитель, первоисточник и передатчик божественной энергии человеку.
— Вы сами спортом занимаетесь?
— Ну, я с юности никакой не спортсмен. Что в школе преподавали, то я и делал. А профессионально, с интересом, пожалуй, я спортсмен только на диване. Когда мои любимые виды спорта проявляются — я смотрю, наслаждаюсь. А смог бы сам? Наверное, смог, если бы серьезно поставил задачу. Но не призвал меня Господь.
Смотреть программу «Спортивный клуб», в которой вышло интервью с Митрополитом Пантелеимоном, здесь.