26 февраля, по окончании Божественной литургии, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Всегда перед важными периодами духовной жизни верующих людей Церковь подготавливает нас к вхождению в них. И, конечно, Великий пост — это одно из самых важных событий в жизни православных христиан.
Потому что пост — это очищение, пост — это молитва, пост — это самоконтроль над своей душой, над своими внутренними порывами. Пост — это соучастие в страданиях Господа нашего Иисуса Христа и пречистой Девы Марии. Пост — это объединение с тысячами поколений христиан от времен начала Церкви, земной жизни Спасителя Иисуса Христа до сегодняшнего дня.
Пост — также это и определенный период некого самоиспытания: на что мы годны? Предпоследнее воскресенье носило название Недели о Страшном суде. Тогда мы с вами узнали, что Страшный суд — это не что-то страшное и непонятное, а наше самостоятельное осуждение в своих согрешениях.
Это суд, но там не будет ни судей, ни прокуроров, ни защитников, ни обвинителей: каждый человек будет стоять перед Иисусом Христом, и наша совесть будет нас оправдывать или обвинять. И главным критерием будет то, делали ли мы, о чем Господь говорил: напоили ли жаждущего, посетили ли болящего или заключенного в тюрьме, одели ли обнаженного, дали ли кров бездомному. И одни скажут: да, мы это делали, а другие — что не делали. И вердикт им будет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41), а первым будет сказано «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Страшный суд страшен для нас в обличении нашей совести. Отсюда мы с вами должны понимать, что главное в нашем Спасении — принимать активное участие в жизни других людей.
А сегодня мы вспоминаем изгнание Адама из Рая. Кто он для нас, миллионов и миллиардов людей, верующих и неверующих, христиан и нехристиан? Первый человек, которого создал Бог.
В первую очередь, просто человек. Во вторую очередь, тот, кто породил себе подобного — женщину, Еву, для продления рода человеческого, принесения пользы людям.
Каждый из нас — есть Адам по своей генетической памяти. И как в Адаме мы все согрешили, так и через второго Адама, Спасителя, все мы «омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11), а через вторую Еву все мы обрели благоволение, любовь Божию, которой Он нас спас.
Адам потерял жизнь в Раю. А что такое Рай? Это сад, первородный сад. Земля до сих пор пока красива, и наша Сибирь потрясающе красива, это остатки Рая. И далекие острова в южных морях, куда люди ездят отдыхать, восхищающие своей красотой — это тоже остатки Рая, но всё равно это не тот Рай, который Адам потерял.
О том Рае надо было заботиться Адаму, а что произошло с ним? Как мы знаем, грехопадение. В чем был его грех? Он сказал Господу отойти, сказал, что и без Него они с Евой будут счастливы. А в итоге — мрак, пустота, одиночество подступили к его сердцу, вот тогда он и вспомнил Рай — особое состояние веры, жизни с Богом.
Многие люди сегодня и во все времена имели и имеют огромные богатства, дворцы с прислугой, роскошные вещи, но плачут иногда. И только там, где живет в человеческом сердце Бог, живет и радость, живет сила для борьбы с болезнями и недостатками.
А отречение от Бога — это изгнание из Рая. Тогда человек не видит ничего светлого, не радуется дождю или крепкому морозу, как в наших краях. Такого человека не радуют и собственные дети, а отсюда и аборты, отсюда и брошенные в больницах малыши. Нет Бога — и нет света в душе, а даже самая слабая вера в Бога — это уже свет, это уже радость.
Мы все верующие. Насколько сильно — не может сказать никто. Если человек считает себя сильно верующим, то он уже заблуждается. «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24). Но эта вера светит человеку и согревает его, даже когда он знает, что приговорен к земной смерти болезнью. Или воин на войне, что знает, что из этого сражения он живым не выйдет. Но нет у него безнадежности: надежда на жизнь вечна.
Почему Господь нам через Церковь мудро дает такие дни? Причина очень проста: ведь пост, который завтра начнется — начало особого покаяния, оценки своей совестью, — вот он и Страшный суд! По слабости своей, мы много допускаем ошибок, допускаем вражду с Господом, но мы слышали, что апостол Павел сегодня сказал: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).
Покаяние — это изменение жизни, это изменение самого себя. Это внутренняя борьба. Поэтому там, где нет Господа, где нет веры, там нет и райского благоденствия в душе.
Каждый раз необходимо себя спрашивать, когда не идем в храм по самым мелочным причинам: почему мы не идем в дом Божий? Почему не приводим детей своих ко Причастию?
Я видел сегодня здесь маленькую девочку со своими родителями. Она не захотела причащаться. Но не потому что она плохая, а потому что ребенок, который не знает Церкви. Она не видела такой обстановки, таких людей. Эта девочка могла быть на футболе, в театре или на городском празднике, на новогодней елке, а в храме сложно маленькой душе принять то, что необходимо, — лукавый ведь тоже работает.
Не отлучайте себя от Церкви по пустякам, потому что Бог есть. И воспоминание Адамово изгнания, Прощеное воскресенье призывает нас крепко быть привязанными, как пуповиной, к телу, душе и Богу. Потому что Господь Иисус Христос повернул Адамово отречение вспять, восстановил ту связь, которую Адам нарушил первородным грехом. И с момента Крещения до ухода нашего мы не враги Господу, а мы Его дети.
И вот Великий Пост — период великого напряжения сил. Надо не только есть постную пищу, но и сохранить себя в безгрешном состоянии, разорвать всякую связь, хотя бы на этот период, с грехом. Иначе зачем тогда поститься и молиться, если мы не можем приблизить себя к ангельскому состоянию? Состоянию Божественному, чтобы Пасху встретить с чистой душой.
И сегодня Прощеное воскресение завершается тем, что мы просим у Бога примирения, чтобы камня не было на сердце. Мы отдаем Всевышнему на суд наших обидчиков и угнетателей. И тогда облегченное сердце возликует и вернет потерянный Рай нашей душе, нашему бытию и нашему существованию.
Аминь.
Спаси вас всех Господь и Матерь Божия!