11 августа, в Неделю 7-ую по Пятидесятнице, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме апостола Андрея Первозванного города Красноярска, после чего обратился к прихожанам со словами проповеди:
— Дорогие братья и сестры!
Мы с вами совсем недавно праздновали память великомученика целителя Пантелеимона, а сегодня мы вспоминаем мученика Каллиника, мученицу деву Серафиму, а также Феодотию, мать детей, которых мучили за веру во Христа.
Что такое мучение, братья и сестры? Речь идёт о страданиях, о боли, о крови, которую проливают мученики, и мученичество может быть разным. Но самое главное — они, в том числе и дети, принимали все это потому, что возлюбили Христа. Они получили от Господа благодать силы, с которой не хотели расставаться и от которой не хотели отказываться. Эти люди принимали земную смерть в действительно страшных муках. Кожу человеческую снимали как шкуру животных, ломали кости, бросали в огонь, прибивали гвоздями, и мученики, свидетельствуя свою веру во Христа Спасителя, не издавали ни единого звука жалобы, не издавали крика о пощаде, а сколько хватало сил славили Господа Иисуса Христа. Они Его славили за то, что дал им пострадать, и от многих из них остались свидетельства — святые останки, мощи, которые чудотворят и сейчас.
В том месте, где пролилась кровь святого Пантелеимона, в день его кончины камень покрывается свежей человеческой кровью. Много там совершается чудес, а верующие люди получают исцеление души и тела.
Сегодня мы также вспоминаем день рождения святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, который прошёл путь, наполненный трудами и любовью к людям, и по сей день совершает благодатные чудеса, проявляя Божественную силу к нам, страждущим и нуждающимся.
Отличительная черта святых в мучениях — это глубокое молчание и открытая вера в Силу Божью, чего иногда не хватает нам. Будучи крещёными, верующими, причащающимися, мы не замечаем, как начинаем плакать, когда нападают болезни, когда возникает беспокойство в семье, среди людей. Это естественно, потому что нас Бог создал с чувствами, с нервами, с сердцем. Однако, как верующие мы обязаны с вами хотя бы через терпение своих жизненных ситуаций, беззлобием, сдерживанием своего языка, должны свидетельствовать своим поведением, чтобы окружающий нас народ и близкие наши видели в нас подвижников веры, видели Божью святость, как мы видим это в тех, кого вспоминаем как святых и молимся.
Мы живём в такое время, когда очень важно верующим людям прославлять Христа в храме и дома, когда повседневно мы должны возносить молитвы о тех, кто живёт с нами рядом. Потому что много живёт тех, кто даже не крещён, и люди двигаются по дороге убийственной, совершая дела ложных удовольствий и радостей и совершая духовные преступления.
Так было и когда первые мученики и новомученики перед толпой, не признающей Христа, убивающей их, своим терпением и духовным молчанием исповедовали силу Духа Святого, которую получили. И когда наблюдал это народ, стоящий и насмехающийся, то многие люди каялись и принимали веру во Христа и исповедовали её не по одному, а даже тысячами в один день, увидев стойкость и смерть мученика.
Эта сила даётся Господом верующим для спасения и тела и души, особенно в минуты отчаянья, когда даже молиться тяжко, когда, может быть, захлёстывает и обида и горечь и страх, особенно когда врачи сообщают о какой-то болезни. Тут надо найти силы призвать всех мучеников, кто страдал, кто терпел в болезнях, а ведь мучения это и есть болезни – раны, гниение, невыносимые страдания. И этой силой Божественной, мы будем побеждать и побеждаем наши болезненные состояния души, тела и житейские беды, и свет этой веры будет вести нас до Царства Божьего, а вера откроет дверь спасения и жизни во Христе.
Аминь!