21 мая, в Неделю 3-ю по Пасхе, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе, после чего обратился к собравшимся со словом проповеди:
– Христос воскресе!
Дорогие мои братья, сестры, благословенные матушки, хранящие эту обитель, молящиеся. Вокруг святой обители шумит большой, красивый город. Движутся автомобили, полные забот люди, а мы с вами славим Христа. И исходит красота, надежда, любовь, небеса радуются вместе с нами, и мы приносим нашими службами радость окружающему миру. И всегда Церковь открывает людям святость Бога, святость молитвы, святость послушания. Это есть святое целомудрие души человека.
Мы сегодня слышали в Евангелии, что сказал Господь со своего места страдания – креста. Призвав Пречистую Деву Марию и Иоанна Богослова, Он говорит Богородице: «Вот сын твой» (Ин. 19:26–27), а Иоанну Богослову говорит: «Вот Матерь твоя» (Ин. 19:26–27). С этой минуты взял её Иоанн Богослов и заботился о Пречистой, пока не пришло её Успение. Почему Господь не поручил это всем апостолам или жёнам-мироносицам? А потому что чистое может принять только чистое, святое может принят святое. И ничто греховное не может принять чистоту и со святостью быть рядом. Никогда эти состояния человеческой души не будут Богом объединены. И конечно, все мы, стоящие в этой обители, все те, кто страдает сердцем и душой, мы все являемся свидетелями чистоты, а значит спасения.
Иоанн Богослов непорочный отрок, ребёнок. Пречистая, ничем человеческим не осквернена, а только трудом молитвы возвышена, избрана быть Матерью Спасителя нашего. Это важный для нас пример, что мы в жизни должны избирать – избирать святость Бога, так, чтобы эта сила освящала нас, и мы несли её в дома наши, и другим людям. И, возможно, в каком-нибудь сердце, загруженном грехами, скорбью или злобой, вспыхнет лампадка веры в Бога, засветятся надежда и вера.
День памяти Иоанна Богослова – это празднование особенного апостола евангелиста и пророка, который сказал: «Слово стало плотью» (Ин. 1:14). Благодатная сила Божия стала плотью от Девы Марии, чтобы раскрыть спасение через святость словом: божественным евангельским, церковным. Спасение через подвиг монашествующих, через подвиг православных мужчин, и женщин, и детей. Страдания не присущи быть вечными и в Царстве Божьем – туда приходит всё то, что очищено страданиями, испытаниями, ведь святость – это значит знать, что такое грех, различать в своей душе желание, и всегда просить Бога об укреплении сил, чтобы очищаться от соблазнов дьявола и его искушений. Матерь Божия олицетворяет собой Небо, Престол, а Церковь есть Подножие Престола и Царства Божьего. Знал об этом развитии Иоанн Богослов, и открыл, что любой грешник, заблудший, по Слову Божьему обретает святость, очищается и спасается. Господь показал в час Страстей, что, кроме Него человек не сможет найти опору для своего спасения, от своих мерзости греха и адской смерти. Когда человек обращается с молитвой, с просьбой, с надеждой и обретает чистоту непорочности души своей, сердца и разума, и тогда он можем слышать: «Вот, вы Мои дети в Моём дому, и обителей у Меня много для вас. Отныне будете спасены и спасайтесь вашей верой и Моим Воскресением».
Аминь!