9 ноября митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон в программе «Диалоги» на «Радио России. Красноярск» ответил на вопросы ведущего Дмитрия Васяновича и слушателей радиостанции, поведал детали реставрации вновь обретённой Казанской иконы Божией Матери, раскрыл некоторые тонкости православного календаря и выразил своё отношение к жизни современной молодёжи.
С полной записью беседы можно познакомиться на странице «Радио России. Красноярск» «ВКонтакте» по ссылке.
— Владыко, наш сегодняшний разговор я хочу начать с того, что те, кто приходит в Покровский кафедральный собор города Красноярска, могли заметить, что появилась большая новая икона на особом аналое в Николаевском приделе.
— Эта икона не новая, она конца XVII — начала XVIII века. Она имеет особую историю. Один человек купил квартиру. Она была очень запущена, как мне сказали. И там обнаружилась икона. Когда я её увидел в первый раз, она не вызывала восторга. Она была в убогом окладе, вся чёрная. Просматривались только глаза Господа Нашего, лик и рука Божией Матери. И через друга того человека, который приобрёл квартиру, она попала к нам. Друг — верующий человек, крепкий семьянин средних лет. Он сейчас прислуживает в Покровском соборе.
Новый владелец квартиры — слабо верующий человек. Он отдал икону со словами: или так, или мне её выбрасывать придётся. Так икона попала в Покровский собор. Мы её, конечно, приняли. И отдали на реставрацию. Работа очень кропотливая. Нужно было снимать сажу и копоть, слой за слоем. Реставрация заняла несколько месяцев. Реставратору помогали настоятель Покровского собора протоирей Владимир Дорош и ключарь иеромонах Мелхиседек (Цхадая). Находка оказалась Казанской иконой Божией Матери.
Эту икону написал статский советник из Енисейска. Но потом пришла революция, люди перемещались и икона исчезла. Но Богу и самой Матери Божией было угодно чтобы ожила эта икона. И теперь она у нас, как чудотворная.
Оклад в плохом состоянии. Если делать новый, то надо будет собирать средства — на серебро, на камни драгоценные, на позолоту. И нужно думать про оклад, достойный образа. Потому что красота самого письма потрясающая. Это сибирская икона, но она настолько талантливо написана. Красноярск после Енисейска стал столицей Приенисейской Сибири, и эта икона теперь наша, нашего собора, и такое особое место она теперь занимает.
Сейчас к реставрации готовится ещё и сам Покровский собор. После реставрации всем иконам найдутся места, а пока для нашей иконы пока нашли временный киот, чтобы её не зацеловали.
Икона — это необыкновенное сочетание сибирского, не академического стиля, и каноничности в письме. Это связывает нас со всей Россией, с Русью и даже с Византией.
Я благодарен Господу за обретение этой иконы. Здоровья и счастье нашей женщине-реставратору. И храни Господь владельца квартиры, который безвозмездно отдал нам это иконописный шедевр. Поэтому верующий народ сразу к ней потянулся. Так вот из грязи князь снова вернулся в князи.
— Звонок от радиослушателя: Добрый вечер! Владыко, в православных календарях есть особые дни поминовения усопших. Есть ли в них Покровская поминальная суббота?
— Нет. Такой поминальной субботы нет. Но возможно местное особое установление в отношении праздников, икон, святых. Могут существовать особые местные поминальные дни. Поэтому Покровская поминальная суббота может существовать в отдельных сёлах, районах или приходах.
— Звонок от радиослушателя: Добрый вечер! Владыко, в православных календарях есть Димитревская поминальная суббота. Как я поняла, она отмечается в последнюю субботу ноября. Но если она совпадает с неделей праздника Казанской иконы Божией Матери, её переносят на неделю раньше. Это так?
— Нет. Родительская суббота была на прошлой неделе, как полагается. Только в Скорбященском храме вместо этого был праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Для него это престольный праздник. А поминальные дни мы совершаем, чтоб не терять связь с усопшими, чтобы они молили Бога о нас. Поэтому поминать близких после или до Димитриевской субботы совсем не плохо. Пусть ваше сердце не волнуется.
— Звонок от радиослушателя: Добрый вечер, владыко! Христом указаны признаки кончины мира. Это войны, голод, мор, землетрясения и прочее. Считаете ли вы, что признаки эти воплощаются сейчас? И почему, по-вашему, второе пришествие Христа ещё не наступило?
— А вы знаете, оно может не наступить ещё миллиарды лет, пока хоть где-то на Земле служится Литургия. Сегодня этими признаками в виде бедствий Господь предупреждает мир, что он согрешает. Нам, христианам, в этом плане легче. Мы знаем, что кончина придёт. Но мы также должны знать — она наступит только когда уйдёт вера. Сейчас же мы, наоборот, видим наступление веры в душах людей. Так что то, что наступает — это некий конец покоя христианского. Наступает время борьбы за душу человека и за саму жизнь. В общем, это не конец. Да и сам конец не означает, что исчезнет жизнь. Мы с вами, как и грешники, бессмертны. Только они будут проживать вечность в аду. Иные же усопшие наблюдают за нами и молятся. Также должны делать и мы. Главное, не отрекаться от образа Божия. Это очень серьёзный момент, на него надо обращать внимание — Господь даёт нам силы. И, если мы с вами видим грех, то диаволу очень тошно. Нынешнее страшно поветрие — оно за наши грехи. Это, опять же, предупреждение и свидетельство Господа, что Его слова — не ложь.
Кстати, кончина мира всегда интересовала человека, даже в языческие времена. Поэтому она есть во всех Евангелиях. Но мы должны помнить, что сказал Господь. Мы останемся людьми, и мир не исчезнет, но обновится.
Почему это так? До конца не ясно, также как и зачем человек живёт на Земле. Я считаю, чтобы видеть милосердие и мудрость Господа. Я даже порой боюсь, а буду ли я по смерти соответствовать Божиему эталону? Но я верую, что за нашу веру в Него Господь помилует. Но нужно ни на минуту не соглашаться с тем греховным, что творится на Земле. Это то, что должны победить люди всего мира.
— Владыко, а вот молодёжь? Можно ли сказать, что сейчас она не такая, как в ваше время?
— Молодёжь всегда права. Они зеркало того, что делает взрослый мир. Много в них есть плохого, но это привносит злой мир взрослых людей, мир безбожный и убийственный. Сейчас молодёжь очень быстро умнеет из-за потока информации, но также быстро и теряет разум. Трагедии с детьми и молодёжью — не их вина, а вина взрослых, которые оставляют малышей самих по себе. Из-за этого они, подчас, рано уходят.
Молодёжь остаётся с Божией любовью. Я вспоминаю 1985 год, перед Пасхой в Вязьме я пришёл на дискотеку, чтоб обратиться к молодёжи с Божиим словом. Думал, меня после нескольких слов погонят. Но нет. Была тишина. Я ушёл. Дискотека продолжилась. А потом на Пасхальную ночь почти вся молодёжь с этой дискотеки была в храме. И они до сих пор меня вспоминают.
Так что молодёжь вся прекрасная. И их яростная злоба есть зло ошибок взрослых людей.
Молодёжи надо доверять и советоваться, даже с маленькими. Они подскажут, как надо быть. Хотя, при этом им нелегко. Многому надо учится. И вокруг не меньше растлевающего душу. Поэтому надо обо всём говорить. Говорить с молодёжью прямо и открыто, куда они идут: в пропасть или в будущее с радостью и красотой.