Статьи

Православная неделя с 25 по 31 октября: Празднование Иверской иконе Божией матери, дни памяти святителя Афанасия Ковровского и апостола Луки

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С  25 по 31 октября в 2021 году — девятнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

26 октября (13 октября по ст. ст.)Празднование Иверской иконе Божией Матери (перенесение в Москву)

Список (копию) этой иконы с оригинала, хранящегося на Святой Горе Афон, в Москву принесли в 1648 году. По преданию, писавшие его по просьбе царя Алексея Михайловича иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пишу только по субботам и воскресеньям. В итоге, по свидетельствам очевидцев, список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно.

Без преувеличения, перенесение списка с Иверского образа Пресвятой Богородицы стало одним из важнейших символических рубежей в закреплении за Русским царством образа хранителя Православия и покровителя православных по всему миру. Иверская икона действительно являлась и является одним из наиболее узнаваемых и почитаемых православных образов.

По преданию, ещё в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у неё дома старинный образ Богоматери, лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. А спустя многие годы икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит своё название («Иверией» называют Грузию греки).

28 (15 по ст. ст.) октября. День памяти святителя Афанасия (Сакарова), епископа Ковровского

Святой Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии.

Лишившись отца в раннем детстве, Сергей воспитывался матерью, желавшей видеть сына монахом. С детских лет он часто посещал богослужения и полюбил молитву, научился вышивать церковные облачения.

В 1896–1902 годах юноша учился в Шуйском духовном училище, где написал своё первое литургическое произведение — тропарь Божией Матери ради Её чтимой Шуйской-Смоленской иконы. Затем он обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной».

12 октября 1912 года ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) будущий святитель был пострижен в монашество с именем Афанасий в честь святителя Афанасия (Пателлария), Патриарха Константинопольского, и рукоположен сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. Первым его послушанием стала преподавательская деятельность в Духовных семинариях Полтавы и Владимира.

В январе 1918 года святой Афанасий вошёл в состав членов Поместного Собора Русской Православной Церкви, приняв активное участие в подготовке Соборных решений. В 1920 году он был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, а после его закрытия настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

С этого момента начался крестный путь святителя. Он мужественно пас Христово стадо, обличая гонителей Церкви, обновленцев, соглашателей с безбожной властью. Святой Афанасий многократно арестовывался и долгие годы (почти 28 лет) провёл в лагерях: в Зырянском крае, на Соловках, в Сибири, Архангельской области, везде сохраняя верность Христу и выполняя пастырский долг. В ссылке им был написан крупный литургический труд — «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».

После освобождения в 1955 году святитель Афанасий продолжал работать на благо Церкви. К этому времени относятся его письма духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Эти письма имели широкое хождение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха. В 1956–1958 годах он возглавлял действовавшую при Патриархе Богослужебно-календарную комиссию.

Деятельность святителя связана с восстановлением празднования в Русской Церкви памяти Всех русских святых. Он отдал много сил работе по исправлению богослужебных текстов, составлению точного месяцеслова и общецерковного календаря, богослужебных указаний. В последние годы жизни святой вёл обширную переписку. Святитель Афанасий мирно отошёл ко Господу 28 (15) октября 1962 года. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 2000 году причислил святителя Афанасия к лику святых в чине священноисповедника.

31 (18 по ст. ст.) октября. День памяти апостола и евангелиста Луки

Святой апостол и евангелист Лука родился в Антиохии Сирийской. Он получил высокое и разностороннее греческое образование, был врачом и хорошо владел искусством живописи. Услышав о Христе, святой Лука прибыл в Палестину, где горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников он был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при жизни Спасителя на Земле (Лк. 10:13). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус (Лк. 24:13–35).

Святой апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла и с тех пор был его постоянным спутником, разделяя с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла (+ ок. 67) святой Лука покинул Рим и продолжил проповедь в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде. В городе Фивы он мученически окончил земной путь на 85-м году жизни во время гонения Домициана.

Апостол Лука написал Святое Евангелие в 62–63 гг. в Риме под руководством апостола Павла. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершённого Господом Иисусом Христом, о вселенском значении Евангельской проповеди.

Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, повествующую о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Спасителя. Богословским предметом Книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое Христовой Церковью от Вознесения и Пятидесятницы до второго пришествия Христова.

По Преданию Святой Церкви, апостол Лука написал первые иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, при виде которых Пресвятая Богородица, благословляя образы, пророчески произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Иконографическим символом святого Евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев.