Статьи

Взятие снежного городка: старинная сибирская традиция на новый лад

И другие традиции Сухобузимского

Казачья масленичная забава «Взятие снежного городка» известна во всей России и даже за её пределами благодаря одноимённой картине Василия Ивановича Сурикова. И хотя сейчас такое действо трудно себе представить, традиция эта живёт. Пусть в этом году народное гуляние и не состоялось в силу коронавирусных ограничений, у нас сохранились воспоминания от посещения праздника несколькими годами ранее. Заодно вспомним и о главной святыне Сухобузимского — старинном Свято-Троицком храме, вокруг которого разворачивается вся жизнь села — в новом материале проекта при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2021», посвящённого традициям в Красноярской митрополии.

«Сибирская масленица»

Каждый населённый пункт по-своему привлекает туристов. Долго перечислять достопримечательности, ради которых едут в Красноярск. Реже случается, чтобы свой успешный бренд разработали малые населённые пункты. Одним из таких брендов стала «Сибирская масленица» в селе Сухобузимском, о которой хочется сказать несколько слов.

Масленичные гуляния в Сухобузимском уже несколько лет собирают тысячи людей. Главной их «фишкой» стало возрождение игры «Взятие снежного городка».

Последние снежные городки на берегах Енисея брали ещё в 1920-е гг. Память об игре могла бы изгладиться совсем, если бы о ней не напоминала картина Сурикова, написанная, во многом, благодаря жизни в Сухом Бузиме.

И вот в XXI веке сухобузимцы снова стали устраивать «Взятие снежного городка». Вновь стали возводить снежную крепость, которую штурмовали казаки (правда уже все вместе и без коней). Новое зрелище привлекало большое количество зрителей и стало «фишкой» Сухобузимского. Поначалу мероприятие даже позиционировалась как «Суриковская масленица», но потом за ним закрепилось название «Сибирская масленица», а «Взятие снежного городка» стало его кульминацией.

Масленица проводится усилиями всех сил района: администрации, казачества, музея. И это, без сомнения, яркий праздник, впечатлениями о котором хочется поделиться.

Перове впечатление было довольно странное. В центре села перед спуском к реке Сухой Бузим находятся развалины Троицкой церкви. Даже по развалинам можно представить себе, насколько красивое это было здание. Но даже развалины остались двухэтажными, так что они довлеют над остальными одноэтажными зданиями села. Толпы гуляющих, дым шашлыков, снежные горы, а в центре всего этого — развалины, не дающие забыть, что не только праздниками памятна наша история.

В парке толпился народ, а огромные рейсовые автобусы стояли чуть не на каждом углу. На праздник съехалось больше тысячи человек. Это позже отметил и ведущий, который перед взятием снежного городка решил выяснить, сухобузимцев или приезжих больше, попросив поднять руки. Поднятые руки сухобузимцев затерялись в толпе, а когда руки подняли приезжие, стало ясно, что на время праздника население здесь выросло в разы.

Сам снежный городок был возведён внизу, ближе к реке. Стена городка была примерно в полтора человеческих роста, в центре находилась башня, увенчанная зелёным знаменем. Не знаю, что оно должно было символизировать, по мнению организаторов, но у меня оно вызвало ассоциации с зелёным флагом Сибири, чьи корни идут ещё от великих сибирских областников XIX века Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева.

В целом получилась замечательная площадка для семейного отдыха, находящаяся примерно в границах местного парка, среди которого тоскливо высились монументы погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной (солдату на ружьё нацепили венок цветов). Рядами стояли палатки и столы с сувенирами и едой (пирожки, плов, шашлыки — блины в глаза как-то не бросились). Была оборудована площадка для кёрлинга. На окраине площадки, у музея предавались метательным забавам: кидали валенки, а кто покрепче — пеньки. На двух сценах разворачивалась концертная программа и объявлялись победители проходивших конкурсов. Внизу стоял большой воздушный шар и катались на лошадях (по одной и тройками) и с обрыва у церкви, если отвернуться от воздушного шара, казалось, что глядишь на какую-нибудь масленичную картину Кустодиева. Помимо воздушного шара выделялись снегокаты и «спутники-шпионы» — дроны, летавшие с камерами над снежным городком.

Народ гулял, ел, осматривался. Обстановка была весёлая, доброжелательная, хотя чувствовалось в воздухе ожидание главного — знаменитого «взятия снежного городка».

А на отдалённых от парка улицах было тихо и мирно, вокруг за всё время прогулки я встретил от силы нескольких человек, да ещё пара усердных собак подала голос.

Уже с двух часов люди стали занимать места для наблюдения зрелища. Одни предпочли партер — поближе к городку, но большинство разместилось наверху, близ церкви, откуда вид был намного лучше. Весь белевший ранее снегом обрыв стал чёрным от обнажившейся земли, стих шум сзади — в рядах в это время вряд ли был кто-то, кроме продавцов, и то не всех.

Когда с запозданием (ну как без этого?) слово взял атаман, народ уже заметно нервничал. А организаторы явно не спешили, сперва провели «стенку на стенку» в обучающем и реальном режиме, выступило несколько коллективов. И около трёх перешли к самому «взятию», которое разбили на три раунда. За каждой попыткой «взятия» следовал краткий «перепляс», а перед последним раундом была ещё и песня атамана. Наконец городок был взят. Смотреть было действительно весело, хотя ожидаемое действо было не таким уж долгим.

Сразу после появления над городком казачьего флага вместо зелёного люди хлынули к машинам. Далее все дружно ехали домой (мы путь, на который утром затратили час, проделали за два с половиной). Пробка стала неотъемлемой частью праздника, около получаса вовсе невозможно было сдвинуться с места. К счастью, на дорогах было достаточно сотрудников ДПС, а то было бы не избежать аварии и пришлось бы добираться в прямом смысле через Миндерлу. Кстати, количество полиции на празднике, видимо, превышало количество коренных сухобузимцев в мирное время.

Впрочем, и стражи порядка, и коренные сухобузимцы были очень приветливы, и, несмотря на все эти мелочи, праздник удался.

Свято-Троицкий храм

Он напоминает развалины Брестской крепости, дома Павлова в Сталинграде, катакомбы первых христиан, церковь на берегу Волги, восстановленную буквально из ничего. Про этот храм в селе Сухобузимское можно сказать: непокорённый. Недаром в 1801 году он был освящён во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1936-м, когда власти закрыли храм, его пытались растащить по кирпичику, но не получилось. Сломали, что можно, а после пожара в 1980 году он ветшал и приходил в запустение. Как смели люди разрушить эту Божественную красоту, созданную предками? Но что она возродится — в этом нет сомнения. Об этом говорят одухотворённые лица прихожан, которые своими руками вычищали грязь и мерзость, копившуюся годами здесь.

Макет храма в его изначальном виде

Сухобузимское — село казачье, а где казаки — там победа. Станичный атаман их — женщина, Ольга Николаевна Некрасова: «Казаки — люди верующие. На наши средства построена больничная церковь апостола Луки. Это наша инициатива, мы начали, к нам подключились другие. Сейчас помогаем и деньгами, и работой восстановлению Троицкого храма». Казаки участвуют во всех церковных праздниках, ходят на службы, на крестные ходы. О восстановлении храма молятся все: жители села, паломники, кто хоть раз побывал в нем, духовенство, власти. Главное, храм не был оставлен Богом.

250 лет назад на этом месте стоял деревянный храм. Его сменил каменный. Строили долго. Пока посылали прошение в Тобольск архипастырю всей Сибири, пока возили стройматериалы на лошадях, а лошадь много ли увезёт. Строили в два этапа: нижний храм, потом верхний и квадратную колокольню. Строили на века, стены толстые. И, конечно, наши предки не думали, что настанет чёрное время, и их труды окажутся не нужны.

Верхний храм был высокий, судя по макету — двухсветный. Нижний — небольшой, зимний, с печным отоплением, в углах стояли «голландки». И сейчас по периметру идут дымоходы, они вмурованы в стены. Топили дровами, хватало пять охапок на каждый день. Вместимость его 300 человек. Окна в нижнем храме зашиты досками и изнутри заложены кирпичами до половины. Внутренние стены разрушены. Главный вход замурован, крыльца нет. Вход в боковую дверь, железную. Её запирают на ключ и хранят его как зеницу ока. Посторонним не войти.

Храм был расписан фресками, особенно красивыми — верхний, по словам прихожанки, которая была девочкой, когда закрыли его. Мне показали два крохотных остатка росписи: в уголках на алтарной стене сохранилось несколько продолговатых лепестков цветка, сильно закопчённых. «Почти сто лет этот храм осквернялся. Эти стены видели много греха и боли, человеческой грязи». Здесь были и клуб, и библиотека, и художественная мастерская. А в пристройке, на месте крестильни — начальная школа. Через дорогу — дом священника, его снесли недавно. Говорят, что от дома к церкви был прорыт подземный ход.

Рядом с храмом сейчас устраивают народные гуляния, в частности, на Масленицу — «Взятие снежного городка» по картине Сурикова, в память о нём. Известно, что детские годы его прошли здесь. Семья Суриковых постоянно посещала Троицкий храм, а на кладбище за алтарём похоронен отец художника, Иван Васильевич.

Храм был построен кораблём: на одной линии — колокольня, трапезная, сам храм, алтарь. Настанет время, и снова отправится в плавание этот корабль, который поведёт нас по морю жизни к тихой пристани в Царство Небесное.