Статьи

Православная неделя с 6 по 12 января: Сочельник, Рождество Христово, Вифлеемские младенцы и праведный Иосиф Обручник

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 6–12 января— седмица 30-я по Пятидесятнице.

6 января (24 декабря по ст.ст.). Навечерие Рождества Христова — Рождественский сочельник

Само слово «Сочельник» происходит, как полагают, от сочива (колива) — вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать его положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Часть верующих после этого предпочитает воздерживаться от еды до первой вечерней звезды: эта традиция связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом она не предписана.

Однако все православные в этот день по-особенному готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

7 января (25 декабря по ст.ст.) — Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Рождество Христово — это фундаментальная, основополагающая дата не только для христианской религии и даже всей мировой цивилизации. Этот праздник — личное достояние каждого из ныне живущих и многих поколений наших предков; ведь именно пришествие в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа открыло для человеческих душ дорогу ко Спасению. «Божие слово вочеловечилось, чтобы мы обожились», — так будет объяснять смысл этого праздника своей пастве святитель Афанасий Великий (+373).

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа оставили апостолы-евангелисты Матфей и Лука. Как известно, Палестина тогда была частью Римской империи, а ее правитель накануне повелел провести перепись населения во всех подвластных землях. У древних иудеев же бытовал обычай особого почитания праотеческих мест: поэтому Преблагословенная Дева Мария вместе со своим супругом праведным Иосифом и направилась в Вифлеем, родину его предков — потомков ветхозаветного царя Давида.

В вифлеемских гостиницах Иосиф и Дева Мария не нашли свободных мест, поэтому они и были вынужден остановиться в пещере, приспособленной под ясли для скота («Рождественском вертепе»). Там Спаситель и появился на свет; согласно евангелистам, первыми Богомладенцу пришли поклониться мудрецы-волхвы из восточных стран, шедшие за Вифлеемской звездой, и здешние пастухи — их о Рождестве оповестил архангел Гавриил.

Неудивительно, что праздник Рождества Христова знали и особо чтили еще первые христиане — гонимые и бесправные. Интересно, что в древней традиции было принято соединять празднования Рождества и Крещения Господня: причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего Рождения. С VI века этот обычай уходит в прошлое, но памятью ему служит богослужебное сходство этих двух двунадесятых праздников.

9 января (27 декабря по ст.ст.) — день памяти первомученика и архидиакона Стефана (ок. 34)

Этого святого почитают как первого христианского священномученика. Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими учениками Господа.

Стефан пострадал за свое упорство в проповеди. Он рассказывал иудеям о Христе и обличал их за казнь Спасителя и гонения на тех, кто принял веру в Него. Тогда первомученика схватили и предали казни через побивание камнями.

По преданию, перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», — и затем радостно предал Христу свою чистую душу.

11 января (29 декабря по ст.ст.) — день памяти 14 000 мучеников от Ирода в Вифлееме избиенных (I)

Если архидиакон Стефан стал первым священномучеником, то Вифлеемские младенцы — первыми мучениками, погибшими за Христа.

По преданию, до иудейского царя Ирода в те дни дошли слухи о том, что в Вифлееме родился некто великий, кто может представлять угрозу его правлению. Тогда он повелел перебить всех младенцев до двух лет, живших в этом поселении. Святое Семейство же спаслось благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Вифлеемское избиение младенцев и поныне остается одним из наиболее обсуждаемых евангельских эпизодов. Например, неверующие люди не понимают: как Господь мог допустить такое злодеяние — гибель невинных детей, едва появившихся на свет? Но еще святитель Иоанн Златоуст на этот счет говорил: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Так и в случае с вифлеемскими младенцами: за понесенные страдания на Земле их вознаградили вечным блаженством на Небесах.

Не меньше вопросов вызывает то, сколько именно невинных детей погибло по приказу жестокого царя. Византийская традиция, которой следует и Русская Православная Церковь, говорит, что 14 000, хотя непосредственно в Святом Евангелии этот вопрос не раскрыт. По всей видимости, число «14 000» является символичным и отсылает нас к ветхозаветной Рахили.

Вифлеемские младенцы как святые Церкви приобрели особое значение в новейшей истории: их почитают как небесных покровителей сохранения нерожденных детских жизней.